Когда отмечается праздник каши аграфены день

Обряд «Умойте!»

Очень оригинален также обычай, наблюдаемый в окрестностях города Кириллова.В день Аграфены Купальницы все девушки, взрослые и подростки, ходили в своих лучших нарядах по домам и просили: «Умойте».В переводе на обычный язык это значит — дайте что-нибудь из девичьих украшений: серьги, ленточки, бусы и прочее.

Обряд выкатывания ржи

17:58

Для этого выходили в поле и катались по колоскам, придавая зерну особую крепость, а земле — плодородие.

17:24717:252

Крапива и осина от нечистой силы

17:32318:82718:832

В этот день принято было класть на порог и на подоконники пучки крапивы, чтобы в дом не проникла разгулявшаяся на Ивана Купалу нечистая сила. Помимо крапивы от происков злых духов оберегали молодые деревца осины, которые срубали и ставили у ворот или у входа в хлев.

18:1319

Кувшинка —  «одолень-трава»

18:1380

На Аграфену искали белую кувшинку, которую еще называли «одолень-трава».
Ее собирали по заводям и заглохшим прудам, чтобы при случае взять с собой в дорогу как надежное средство от разных бед и напастей.

19:226119:4

Иван-да-марья от  воровства

19:6620:57020:575

Ночью, до восхода солнца, рвали цветы иван-да-марьи. Считалось, что если вложить их в углы избы, то вор не сможет подойти к дому, верили, что желтый и фиолетовый цветки растения (брат с сестрой) будут говорить между собой, а вору будет казаться, что разговаривают хозяин с хозяйкой.

20:108420:1089

Народные приметы на Аграфену Купальницу

20:117721:168121:4

  • Муравьи прячутся в кучи — жди сильного ветра, дождя, грозы.
  • Репу сей на Аграфену — хороша репа будет.
  • На Аграфену гречиха мала — овсу пороет.
  • На Аграфену и старики закупываются.
  • Мойся белее, будешь милее.
  • Пар костей не ломит, души вон не гонит.
  • Утресь меня зеленушка уп?лзал, уёрзал и спать укл?л (о банном венике).
  • Купаленька — ночь маленька.
  • Сегодня — Купало, завтра — Иван.
  • Мимо девки, да мимо репки так не пройдёшь.
  • Приехала Купаленка на семидесяти тележках, привезла нам Купаленка добра и здоровья, богатства и почестей.

21:98122:1485

Для этого выходили в поле и катались по колоскам, придавая зерну особую крепость, а земле — плодородие.

В церковном календаре

В этот день Русская православная церковь почитает: Владимирскую икону Божией Матери; мученицу Агриппину; Собор Владимирских святых; священномученников Александра, Алексия, Петра пресвитеров (1918); священномученника Митрофана, архиепископа Астраханского (1919); мучеников Евстохия, Гаия, Провия, Лоллия, Урвана и иных (IV);

Мученице Агриппине молятся при всевозможных недугах, а также проказе. Праведному Артемию Веркольскому молятся об исцелении от лихорадки, горячки, а также при заболевании глаз. Владимирской иконе Божией Матери молятся об исцелении от тяжёлых недугов, об избавлении от врагов[1].

Традиции праздника Аграфены Купальницы

  • В этот день было принято собирать целебные травы. Абсолютно все, которые на данные момент либо цвели, либо только начинали расцветать. Считалось, что из растений, заготовленных в этот день, получались самые лучшие и мощные отвары и настои.
  • В этот день было принято начинать заготовку березовых веников для бани. А использование именно берёзовых веников – столь давняя традиция, что о её происхождении уже никто и не помнит.
  • Массовые купания начинались именно в этот день. Причём именно как «централизованное» явление. Всё же к вопросам гигиены славяне подходили намного основательнее других древних народов.
  • Считалось, что активная эксплуатация людьми водоёмов в этот день, распугивает русалок и прочую нечисть, которые начинают искать способы как-то людям отомстить. Поэтому на порог дома клали крапиву – считалось, что это отличный способ отвадить незваных гостей. С той же целью у ворот высаживались и молодые осины. А также раскладывалась на земле полынь, мята, чертополох и прочие крайне эффективные средства от нечисти.
  • Аграфена Купальница – ещё и банный день. То есть сначала люди отмывались дочиста в банях, а только потом шли на реку. В банях, кстати, использовались не только традиционные берёзовые веники, но и пучки высушенных целебных растений.
  • Считалось также правильным в этот день провести работы по очищению колодцев и источников с питьевой водой.
    Когда отмечается праздник каши аграфены день

Всё, что было связано с купанием, баней и травами, нашло отражение в этот день. Во многих местах только с Купальницы начинают купаться, «закупываются». Бывают даже общие купания, сопровождаемые песнями. Особенно радуются дети, играясь и пытаясь столкнуть друг друга в воду.

Один из довольно распространённых купальских обрядов — обливание водой всякого встречного и поперечного. Так, в Орловской губернии деревенские парни одевались в старое и грязное и отправлялись с вёдрами на речку чтобы наполнить их самою мутною водою, а то и просто жидкой грязью, и шли по деревне, обливая всех и каждого, делая исключение разве что для стариков и малолеток.

Но всего более, разумеется, доставалось девушкам: парни врывались даже в дома, вытаскивали девушек на улицу силой и здесь окатывали с ног до головы. В свою очередь и девушки старались отомстить парням. Кончалось тем, что молодёжь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, устремлялась на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купалась вместе, «причём, — как замечает этнограф XIX в. — разумеется, и парни и девушки остаются в одеждах».

И верили, и видели, будто на телегах, выстланных скошенной травой, украшенных букетами цветов, едет она, обмытая росами, рассветом-зоряницей привечаемая, лелеемая ветерком светлокрылым, из семи братьев Ветровичей младшим братом. Едет красавица Аграфена с Иваном Купалой повидаться.

В этот день заготовливают банные веники на весь год. Для этого девушки и женщины после обеда запрягают лошадь и уезжают в лес ломать молодые березовые ветки. Иногда веники делают из различных пород лиственных деревьев и растений, тогда в каждый веник входило по ветке: от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины и ветку разных сортов.

Это ритуальные веники: одним из них парятся в этот день в бане, другими обряжают недавно отелившихся коров, третьи, наконец, перебрасывают через головы или бросают на крышу бани с целью узнать будущее (если веник упадёт вершиной к погосту, то бросающий умрёт, а если не вершиной, то останется жив). Заготовка веников идёт под песни.

К вечеру обязательно моются и парятся в банях, используя при этом для исцеления от болезней разные лечебные травы. Парятся веником из богородицкой травы (тимьян или чабрец) и папоротника, иван-да-марьи и ромашки, из лютика (купальница), полыни и мяты пахучей.

В некоторых великорусских местностях ещё накануне Аграфены-купальницы, деревенские девушки собираются на беседу и толкут в ячмень в ступе, сопровождая эту несложную работу песнями. Утром, на Аграфену, из этого ячменя варится в складчину обетная каша, съедаемая вечером с коровьим маслом. Этой кашей также угощают нищих[2][3].

В некоторых местностях в день Аграфены Купальницы девушки ходили в своих лучших нарядах по домам и просили: «Умойте». В переводе на обычный язык это значит — дайте что-нибудь из девичьих украшений: серьги, ленточки, бусы и прочее.

В течение всего дня и ночью звучат песни.

Обязательное событие дня Купальницы — сбор трав, кореньев для лечебных и знахарских целей. На Ивана Травника, отчаянные мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады. А знахари, ложась спать, читают самодельные молитвы.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Самое главное значение дня — это подготовка к празднику Купалы, который начнётся вечером этого дня и продлится всю ночь.

Поговорки и приметы

https://www.youtube.com/watch?v=channel

На Аграфену гречиха мала — овсу пороет. Репу досевай. Репу сей на Аграфену — хороша репа будет. На Аграфену и старики закупываются. Мойся белее, будешь милее. Пар костей не ломит, души вон не гонит. Утресь меня зеленушка упóлзал, уёрзал и спать уклáл (о банном венике). Купаленька — ночь маленька. Сегодня — Купало, завтра — Иван.

Литература

  1. Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9
  2. Коринфский А. А.Народная Русь. — Смоленск: Русич, 1995. — 656 с. — ISBN 5-88590-309-3
  3. Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-252-00598-6
  4. Терещенко А.В.Быт русского народа: забавы, игры, хороводы. — М.: Русская книга, 1999. — 336 с. — ISBN 5-268-01383-1 (по изд. 1847 – 1848 гг.).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт
Adblock detector