Кто контролирует пенсионный фонд рф

Основные этапы создания службы внутреннего аудита

Этап

Основные цели и задачи

аудита

Рынок аудиторских услуг

1

Основная цель (кроме задачи

подтверждения или

неподтверждения достоверности

бухгалтерской отчетности)

выявление и предупреждение

намеренных ошибок

Появление первых аудиторских

образований, отвечающих потребностям

новых рыночных структур и начало

практики аудиторских проверок

предприятий по уровню организации

бухгалтерского учета и финансовой

отчетности

2

Установление фактического

состояния и определения

доходности предприятия

Рынок аудиторских услуг существенно

расширился, практически сформировались

основные институты аудита

3

Выделяется такая функция как

аудит эффективности расходов

и результатов отдельных видов

деятельности

Этап формирования современной

цивилизованной системы финансового

контроля пока находится на

концептуальном уровне

Раньше система бюджетного учета и отчетности была предназначена в основном для удовлетворения информационных потребностей внутренних пользователей — участников бюджетного процесса:

  • отдельно формировались баланс исполнения бюджета и баланс исполнения сметы доходов и расходов бюджетных учреждений, при этом формирование сводного баланса не предусматривалось;
  • в отчетности отсутствовала информация обо всех государственных и муниципальных активах и обязательствах;
  • отчетность давала полное представление лишь о кассовых операциях с бюджетными и внебюджетными средствами.

Все это приводило к тому, что содержание бюджетной отчетности было неясным для внешних пользователей. В то же время контролеры ставили целью проверить механизмы и процедуры расходования средств, а не вопросы, связанные с эффективностью их использования. В практике работы органов государственной власти и местного самоуправления отсутствовали процедуры и методология внешнего и внутреннего контроля (аудита) обоснованности планирования и результатов использования бюджетных средств. Предпочтение отдавалось внешнему контролю за соответствием фактических показателей плановым и проверкам целевого использования бюджетных средств.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

В связи с этим была признана необходимость реформирования системы бюджетного учета, отчетности и аудита с целью повышения качества управления государственными и муниципальными финансами и сближения с международными стандартами.

В процессе реформирования бюджетного учета была выделена одна из основных задач — проведение аудита, ориентированного не только на проверку правильности расходования средств, но и на результат, полученный в ходе реализации деятельности учреждений. Поэтому возникла необходимость изменить подход к проведению аудита и уделить больше внимания результативности работы проверяемых организаций.

В функциональном плане современная теория аудита выделяет два его основных вида: финансовый аудит (аудит бухгалтерской отчетности) и аудит эффективности.

Кто контролирует пенсионный фонд рф

Целью финансового аудита является определение правильности ведения, полноты учета и отчетности доходов и расходов исполненного государственного бюджета, а также законности и целевого использования бюджетных средств.

Целью аудита эффективности является определение экономичности, продуктивности и результативности использования государственных средств и ресурсов. Основные различия данных видов аудита приведены в табл. 2.

Таблица 2

Этап

Основные задачи на данном этапе

1-й этап -

разработка положения

о службе

Положение о службе внутреннего аудита должно четко

устанавливать диапазон и границы обязанностей и

полномочий данного звена и утверждается

Правительством РФ

2-й этап -

подготовка

стратегического

плана

Стратегический план службы внутреннего аудита

необходим для определения задач по достижению его

главной цели. Главная особенность - проведение

внутреннего аудита не является стратегической

задачей ПФР. Это услуга, оказываемая руководству

внебюджетного фонда и способствующая достижению

целей учреждения

3-й этап -

разработка

первичного плана

Процесс планирования включает разработку задач,

календарных графиков аудиторских проверок, проектов

формирования штата и финансовых смет расходов,

отчетов о результатах деятельности

4-й этап -

определение штата

Необходимо провести оценку опыта и квалификации

будущих сотрудников

5-й этап - создание

структуры отчетности

Для удовлетворения потребностей различных групп

пользователей необходимо разработать систему

отчетности и структуру передачи информации

6-й этап - принятие

профессиональных

стандартов

Необходимо определить главные направления и правила,

которых следует придерживаться в процессе работы

7-й этап -

сотрудничество с

высшим органом

финансового контроля

Необходимо предусмотреть степень согласованности и

сотрудничества со Счетной палатой РФ

8-й этап - контроль

эффективности и

качества аудита

Важным вопросом является объективная оценка

эффективности труда работников службы внутреннего

аудита

1-й этап. Как правило, положение о службе включает в себя следующие подразделы.

Общие положения. Фиксируется:

  • подчиненность вышестоящему руководству;
  • какими нормативными документами руководствуются работники службы внутреннего аудита;
  • кто несет непосредственную ответственность за организацию внутреннего аудита.

Задачи подразделения. Перечисляются главные и второстепенные задачи, стоящие перед службой по комплексному контролю и оказанию консультационных услуг.

Структура подразделения. Называются все структурные подразделения и взаимосвязи между ними, распределение обязанностей между работниками, квалификационные требования к начальнику отдела, штат работников и формы оплаты их труда.

Функции подразделения. Отмечаются назначение и роль подразделения, работа, производимая ими.

Компетенция подразделения. Указывается совокупность прав и обязанностей работников.

Кто контролирует пенсионный фонд рф

Ответственность. Перечисляются льготы работников по законодательству и меры ответственности за нарушение обязанностей.

Основные взаимоотношения службы аудита. Отмечают, какую информацию и от кого получают сотрудники, как и кому ее передают.

Служба внутреннего аудита должна подчиняться непосредственно Правлению ПФР и непосредственно контролироваться председателем Правления.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Следует отметить, что аудиторы не должны обладать полномочиями и ответственностью за проверяемые ими виды деятельности.

2-й этап. Стратегический план должен разрабатываться с учетом изменений, прогнозируемых в среднесрочной перспективе, а также с их вероятным воздействием на способность организации добиться поставленных целей.

3-й этап. Для выполнения обязанностей отдела внутреннего аудита составляются планы, согласующиеся с его задачами. Процесс планирования включает разработку:

  • задач;
  • календарных графиков аудиторских проверок;
  • проектов формирования штатов и финансовых смет расходов;
  • отчетов о результатах деятельности.

Задачи аудиторской службы должны быть выполнимы в рамках производственно-финансовых планов и смет, а также, по возможности, измеримы. Для этого необходимы определенные критерии оценок и плановые сроки выполнения.

В календарных графиках аудиторских проверок рекомендуется указывать:

  • отделения ПФР и виды их деятельности, подвергаемые аудиторской проверке;
  • начало (дату) проверки;
  • срок проверки с учетом объема планируемой работы.

При составлении календарных графиков первостепенное значение следует уделять дате проведения и результатам предыдущей аудиторской проверки; вскрытию финансовых нарушений; возможным потерям и рискам и т.д. Графики работ должны быть гибкими и учитывать возможность незапланированных проверок.

4-й этап. В составе службы внутреннего аудита должны быть не только аудиторы, но и специалисты других областей — в области пенсионного обеспечения, по налогообложению, правовым вопросам и т.д. Специалисты могут быть штатными работниками или привлекаться на договорных условиях для консультирования, выработки методологических и финансовых решений по наиболее сложным вопросам. Особое внимание следует уделить разработке должностных инструкций сотрудников.

Ключевое место в отделе внутренней службы принадлежит начальнику отдела, который напрямую связан с Правлением ПФР. Целесообразно, чтобы начальник отдела для поддержания контактов регулярно участвовал в заседаниях Правления, которые касаются аудиторской деятельности, финансовой отчетности, управления ПФР.

Начальник службы внутреннего аудита обязан периодически давать оценку работе отдела и письменно или устно сообщать о ней Правлению, ежегодно представлять к сведению председателя Правления календарные планы аудиторских работ, проекты формирования штатов и сметы расходов своего отдела.

Руководитель отдела информирует администрацию о всех существенных фактах, вскрытых в ходе аудиторской проверки, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на потребителей услуг ПФР или на само учреждение. Эти факты могут быть связаны с нарушениями, противоправными действиями, ошибками, неэффективностью, растратами, конфликтом интересов и недостаточностью контроля.

Начальник службы внутреннего аудита ответственен за обеспечение надзора за аудитом от планирования до завершения выполнения аудиторского задания, составления заключения и выработки рекомендаций для устранения выявленных нарушений.

5-й этап. Для внутреннего аудита нет разработанной формы отчетности, и нельзя механически использовать те формы отчетности, которые применяются в отечественной практике аудита и за рубежом.

Отчет внутреннего аудита, так же, как и внешнего, может иметь три части: вводную, описательную (аналитическую) и итоговую.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Вводная часть должна включать: номер отчета, название отделения ПФР, наименование населенного пункта, на территории которого проводится проверка, дату написания отчета, срок проведения проверки, указания на вопросы проверки, период деятельности отделения, за который проведена проверка, фамилии, имена и отчества руководства проверяемого отделения, иные сведения.

Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России

Таблица 2

Пенсионный фонд РФ — целевой внебюджетный фонд, образованный как самостоятельная финансово — кредитная организация, осуществляющая государственное управление финансами обязательного пенсионного страхования и выполняющая отдельные банковские операции.

Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат. 

Когда поколение трудоспособного возраста станет старше, и на его место придет повзрослевшая молодежь, то эта схема будет действовать, как и ранее, только уже с другими участниками.

И тем, кто раньше наполнял Пенсионный фонд России, будут выплачивать обеспечение. Это циклическая смена.

Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте ПФР. Для регистрации требуется паспорт и СНИЛС.

Личный кабинет позволяет, на удаленном доступе, совершать следующие действия:

  • Получить информацию о комплекте документов, которые необходимы для получения пенсии.

  • Подать заявление на получение пенсии.

  • Выбрать способ получения пенсии.

  • Получить информацию по материнскому капиталу или подать заявку на получение материнского капитала.

  • Перевести имеющиеся денежные накопления в негосударственный пенсионный фонд.

  • Оформить справку для предоставления в организации.

Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) — накопить денежные средства на счету налогоплательщика.

Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.

Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.

При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные денежные средства можно перевести на счет другого негосударственного фонда.

Базой для формирования накоплений является официальная заработная плата. При этом не вся перечисляемая сумма идет на счет налогоплательщика. Часть взносов направляется фондом на обеспечение пенсией тем гражданам, которые получает ее сейчас.

Распоряжаться накопленными денежными средствами можно только после выхода на пенсию.

Основные различия финансового аудита и аудита эффективности

Финансовый аудит

Аудит эффективности

Основные задачи - соблюдение

законности, норм и правил

составления финансовой отчетности

Основные задачи - оценка результатов

деятельности объекта и характеристика

использования государственных расходов

Аудит проводится по определенным

требованиям и имеет четко

определенные цели

Аудит имеет достаточно широкий спектр

задач, допускает различные трактовки и

интерпретацию результатов

Результаты аудита представляются

в стандартной форме

с обоснованиями (документами)

Результаты аудита допускают вариантность

трактовок, дискуссионность, используют

не только документы, но и различного

рода доказательства для оценки

эффективности

Аудит ориентируется на формальные

параметры исполнения процедур

распределения и использования

государственных ресурсов

Идеальный ориентир - оценка

экономичности, результативности и

эффективности использования

государственных средств

Анализ приведенных различий показывает, что в среднесрочной перспективе эти два вида финансового контроля должны существовать совместно, дополняя и развивая систему государственного финансового контроля в целом.

Анализ эффективности применительно к государственным расходам и использованию государственной и муниципальной собственности является относительно новой сферой деятельности. Он развернулся в результате информационного голода, испытываемого законодателями и органами управления в отношении действительных результатов государственных расходов, а также в отношении эффективного и экономичного использования данных ресурсов.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Эффективность в общем виде характеризуется уровнем выполнения организацией поставленных задач в виде соотношения между запланированными и фактическими результатами ее деятельности, выраженными, соответственно, количественными показателями. Государственные дела должны вестись с максимальным использованием ресурсов, то есть экономично, продуктивно и результативно.

Согласно определению, принятому ИНТОСАИ (Международной организацией высших органов финансового контроля), «аудит эффективности представляет собой оценку или проверку степени, в которой государственное предприятие, программа или организация работают эффективно и результативно, с должным вниманием к экономному расходованию средств».

Аудит эффективности имеет более широкие задачи по сравнению с аудиторскими проверками правильности расходования средств, экономии и результативности расходов. Аудит эффективности может также включать контроль за финансовой отчетностью, правильным и законным использованием ресурсов, экспертно-аналитическими мероприятиями, другими мероприятиями, необходимыми для достижения целей аудита.

За прошедшее время аудит эффективности получил широкое развитие и распространение в большинстве зарубежных стран и в настоящее время становится преобладающим видом контроля за государственными расходами.

Бюджет Пенсионного фонда РФ (ПФР) — второй по величине после федерального, поэтому эффективность и целесообразность использования бюджетных средств является существенной задачей в его деятельности. В связи с этим возникает вопрос о контроле за осуществлением этой деятельности.

Структура контроля за деятельностью ПФР в настоящее время представлена на рис. 1.

Источники формирования средств пенсионного фонда РФ

1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе — организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;

3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);

— средства из федерального бюджета РФ;

— добровольные взносы;

— другие поступления.

Система контроля за деятельностью ПФР (действующая)

             -----------------¬                              -------------------¬
¦Правительство РФ¦ ¦Пенсионный фонд РФ¦
L--------T-------- - - - - - - - - ¬ ¦ и его отделения ¦
/¦ Внешний контроль L--T------T---------
----- L- - - - - - - - - /¦ /¦ - - - - - - - - - - ¬
¦ ¦ Внутренний контроль
--- -- -- -- -- -- -T -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- - ¦ L - - - - - - - - - -
------------------T -----------------¬
-------- ------¬ ---------- --------¬ -------- ------¬ -------- -------¬ -------- ------¬
¦ Федеральная ¦ ¦ Счетная палата РФ¦ ¦Наблюдательный¦ ¦ Общественный ¦ ¦ Ревизионная ¦
¦ служба ¦ L---------T--------- ¦ Совет ПФР ¦ ¦ Совет по ¦ ¦ комиссия ПФР ¦
¦ по финансовым¦ ¦ L-------T------- ¦ инвестированию¦ L-------T-------
¦ рынкам ¦ ¦/ ¦ ¦ средств ¦ ¦
L-------T------- ---------- --------¬ ¦ ¦ пенсионных ¦ ¦
¦ - -----------------¬¦ ¦ ¦ накоплений ¦ ¦
¦ - -----------------¬¦¦ ¦ L-------T-------- ¦/
¦ ¦Контроль за ¦¦¦ ¦ ¦/ -------- ------¬
¦/ ¦использованием ¦¦¦ ¦ -------- -------¬ - -------------¬¦
-------- ------¬¦средств бюджета ¦¦¦ ¦/ - --------------¬¦- -------------¬¦¦
-- -------------¬¦¦ПФР, определение ¦¦¦ -------- ------¬- --------------¬¦¦¦Контроль за ¦¦¦
-- --------------¬¦¦¦эффективности и ¦¦¦ - -------------¬¦¦Контроль за ¦¦¦¦деятельностью ¦¦¦
¦Функции ¦¦¦¦целесообразности ¦¦¦- -------------¬¦¦¦формированием 覦¦¦исполнительно馦¦
¦по осуществлению¦¦¦¦расходов, оценка ¦¦¦¦Контроль за ¦¦¦¦инвестирование즦¦¦дирекции ПФР ¦¦¦
¦государственног¦¦их обоснованности,¦¦¦¦использование즦¦¦средств ¦¦¦¦и его ¦¦¦
¦контроля ¦ -¦анализ выявленных ¦ -¦средств ¦ -¦пенсионных ¦ -¦региональных ¦ -
¦и надзора - ¦отклонений - ¦бюджета - ¦накоплений - ¦органов -
L----------------- L------------------- L--------------- L---------------- L---------------
            -----------------¬                      -------------------¬
¦Правительство РФ¦ ¦Пенсионный фонд РФ¦
L--------T-------- - - - - - - - - - -¬ ¦ и его отделения ¦
/¦ Внешний контроль ¦ L--T---T------------
----- ¦(финансовый аудит) /¦ /¦- - - - - - - - - - - ¬
¦ L - - - - - - - - -- ¦ Внутренний контроль
--- - -- -- -- -- T- -- -- -- -- -- -- -- - ¦ (аудит эффективности)¦
L - - - - - - - - - - -
-------- ------¬ --------- --------¬ ------ -----¬
¦ Федеральная ¦ ¦Счетная палата РФ¦{amp}lt;------¬ ¦ Служба ¦
¦ служба ¦ L--------T--------- ------ ---{amp}gt;¦внутреннего¦
¦ по финансовым¦{amp}lt;---------- ----------- ¦ аудита ¦
¦ рынкам ¦ ¦/ L-----T------
L-------T------- --------- --------¬ /¦
¦/ - ----------------¬¦ --------- -------------¬
-------- ------¬- ----------------¬¦¦ -------- ------¬ ¦ ---------- -------¬
-- -------------¬¦¦Контроль за ¦¦¦ ¦Отдел контроля¦ ¦ ¦Отдел контроля ¦
-- --------------¬¦¦¦использованием ¦¦¦ ¦за размещением¦ L-¬ ¦за назначением ¦
¦Функции ¦¦¦¦средств бюджета ¦¦¦ ¦заказов ¦ ¦ ¦и выплатой пенсии¦
¦по осуществлению¦¦¦¦Пенсионного фондদ¦ L--------------- ¦ L------------------
¦государственног¦¦Российской ¦ - ------------ -----------¬
¦контроля ¦ -¦Федерации - ¦Отдел контроля ¦
¦и надзора - L------------------ ¦за эффективностью ¦
L----------------- ¦и целесообразностью ¦
¦использования ¦
¦государственных средств¦
L------------------------

Задачи пенсионного фонда РФ

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:

  • обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;

  • финансирование расходов;

  • капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;

  • организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

  • работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;

  • осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др. 

Функции пенсионного фонда РФ

К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:

  • Назначение и выплата пенсий;

  • Ведение учета средств, поступающих на счета;

  • Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.

  • Взаимодействие со страхователями и работодателями;

  • Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;

  • Оформление и выдача материнских сертификатов;

  • Выплата средств материнского капитала;

  • Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;

  • Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

  • Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.

Литература

  1. Алексеева И.В. и др. Совершенствование учета, отчетности и аудита в секторе государственного управления. М.: ЛЕНАНД, 2005. 536 с.
  2. Андреев В.Д. Внутренний аудит. М.: Финансы и статистика, 2003. 464 с.
  3. Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика. М.: Издат. — торг. корпорация «Дашков и Ко», 2002. 496 с.
  4. Кузнецова Е.В. Аудит системы внутреннего контроля в среде компьютерной обработки данных. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 112 с.
  5. Макальская А.К. Внутренний аудит: Учеб. — практ. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2001. 112 с.
  6. Рябухин С., Климантов С. Аудит эффективности государственного сектора экономики: Курс лекций. 2-е изд., доп. М.: Триада Лтд, 2006. 304 с.
  7. Сиротенко Э.А. Внутрифирменные стандарты аудита: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2006. 224 с.
  8. Соколов Б.Н. Внутренний контроль в коммерческой организации (организация, методики, практика). М.: «ЯОРЕК», 2006. 250 с.
  9. Шохин С.О. Финансовое право для экономических специальностей: Учеб. М.: КНОРУС, 2008. 544 с.

Т.В.Зырянова

Д. э. н.,

профессор,

заведующая кафедрой

бухгалтерского учета,

анализа и аудита

Уральская академия

государственной службы

Е.М.Кот

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Старший преподаватель

Уральская академия

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт
Adblock detector