Май – народный календарь праздников и примет || Народный календарь май

Май-травень. Имя и символика месяца

Станислав Юлианович Жуковский (1873—1944 ). Старая усадьба. Май (1910)

Чарует нас весенняя природа. Удивляет волшебница. Свежей зеленью покрылись леса, буйствуют не по времени сильной листвой. Словно на месяц вперед ушел апрель — передал маю на Русской равнине летнюю погоду. А май у всех народов любимец. На Руси он издавна олицетворял витязя Победоносца, приносящего радость.

Природа ликует, празднует обновление, утверждая силу жизни, ее величие, вечность, красоту. Земля надевает свой лучший наряд. И это отражено, увековечено в древнем, старославянском названии месяца — травень, травный. Он же — цветень, майник, розоцвет.

Новое наименование — май — перешло на Русь из Византии. Этимологию звонкого слова объясняют по-разному. По одной из версий оно восходит к имени греческой богини Майи — дочери Зевса, матери-кормилицы. Отсюда май — месяц цветов и любви.

Но он же и запрет для проявления высокого чувства. «Рад бы жениться, да май не велит», «В мае жениться — век маяться». Поверье не только советует, но как бы предупреж дает: не до застолий и пиршеств, мол, в пору пробуждения природы, во время великих забот о хлебе.

Некоторые филологи связывают возникновение лукавого поверья с игрой слов «май — маяться». Историки возражают: слишком велика и общенародна география «запрета». Они считают, что дело здесь в сути самого названия. Предлагая его, первый римский царь Ромул отдавал дань старейшинам сената: «майор» в переводе с латинского — большой, высший. Поэтому месяц апогея весны посвящался мудрости долгожителей.

Май действительно полон мудрости и как верховный оракул наделен в народном календаре особыми фенологическими прорицаниями. Его приметы и назидания на целый год распространяются, ко всему относятся.

Апрель с маем — ключ всего сельскохозяйственного года. «Что в апреле зародится, то в мае взрастет, в июне — июле расцветет, созреет, в августе в закрома и амбары схоронится…»

Майский календарь

Станислав Юлианович Жуковский (1873—1944 ). В мае (1899)

1 мая. День Святого Кузьмы (Космы). Сей морковь и свеклу на Кузьму.

3 мая. День преподобного Феодора. Федор — окликание предков. На Федора покойники тоскуют по земле.

4 мая. День Прокла. Старики проклинали нечистую силу. Если муравей сытый и чистый — пшеница хорошо уродится. Рано зацвела черемуха — к теплому лету.

5 мая. День преподобного Луки. На Луку сажай на грядки лук. Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит. Кто ест лук, избавлен будет от вечных мук. Лук да баня все правят. Голо, голо, а луковка во щи есть. Луковую шелуху раскладывали по дому — она изгоняет злых духов и очищает жилище от скверны, а про мелкие печали говорили так: Горе луковое.

6 мая. День памяти великомученика Георгия Победоносца, в народном календаре — Егорьев день (Юрий вешний, Егорий весенний, Егорий вешний, Егорий храбрый, Егорий теплый) Пришел Егорий, и весне не уйти. Егорий храбрый — зиме ворог лютый. Егорий весну начинает, Илья (2 августа) лето кончает. Егорий из-под спуда зелену траву выгоняет.

Заегорит весна, так и зябкий мужик шубу с плеч долой. На Егория — прилет ласточек. Егорий росу спустил. Из-под ноги до Егория не пасется ни корова, ни лошадь. Сена достает: у дурня до Юрья, у разумного — до Николы (22 мая). До Юрья бьют дурня, а после Юрья — и разумного (запас кормов выходит). Егорий с теплом, а Никола с кормом. Егорий с водой, а Никола с травой. Егорий теплый — со дня на день жди лета.

7 мая. День Саввы и Евсея, названный в честь преподобного Алексия и мученика Саввы Стратилата. Савва и Евсей — овсы отсей. Овес не князь — любит грязь. Сей овес, когда босая нога на пашне не зябнет. Лягушка с голосом — сей овес. Про нашего Савву распустили славу: не пьет-де, не ест, а зерном мышей кормит!

8 мая. День Марка-ключника, названный в честь апостола Марка. На Марка — прилет певчих птиц стаями. На Марка небо ярко: бабам в избе жарко.

9 мая. День Глафиры Горошницы. В старину, именно в этот день, сажали заговорённый на хороший урожай горох. 9 мая прилетают ласточки.

10 мая. День Семена-ранопашца. Не ленись с плужком — будешь с пирожком. Землю пахать — не в бабки играть. И поедим, и спляшем — только пашню вспашем. На пашне огрехи — в кармане прорехи.

11 мая. День мученика Максима и апостола Ясона, исцелителей от лихорадки. На Ясона ветер тепляк-здоровяк. Теплая и звездная ночь — к урожаю, а ясный восход — к ведренному лету. Солнце на восходе ясное — ясное лето. Звездная ночь — хороший урожай.

12 мая. День Девяти мучеников. Им молились от девяти напастей: чтобы не ломало, не томило, не жгло, не трясло, не вязало, не крутило, не слепило, с ног не валило и в мать-сыру землю не сводило.

13 мая. День Якова звездоночного. Теплый вечер и звездная тихая ночь на Якова — к вёдреному, сухому лету.

14 мая. День Еремея запрягальника, яремника, названный в честь пророка Иеремии. На Еремея погоже — уборка хороша. Сей неделю после Егорья (6 мая) да другую после Еремея. На Еремея непогода — всю зиму промаешься.

15 мая. День благоверных князей Бориса и Глеба, сеятелей. Соловьиный праздник. Борисов день — соловьиный праздник, начинают петь соловьи. Соберется птичий царь петь в этих числах — весна зацветает дружно. Полевые работы в разгаре. Посевная. Ежели теперь не вспотеть, так зимой и не согреешься. Соловей запел — вода на убыль пошла. Борис и Глеб сеют хлеб.

Константин Федорович Юон (1875—1958). Майское утро. Соловьиное место. Лигачево (1915)

16 мая. День Мавры-молочницы. У коров прибавляется молока. Мавра — зеленые щи, молочница (щи из щавеля, огородной зелени, крапивы, сыты коровы зеленью — молока больше). Молоко майских удоев питательно, как никогда, целебно (то же масло, сливки).

17 мая. День Баклушников. В этот день люди заготавливали материал для деревянных ложек. Человек, рожденный в этот день, мог понимать о чем разговаривают животные.

18 мая. День Ирины или Арины рассадницы, память мученицы Ирины. На Арину капусту сажают. Перед тем как дергать рассаду, ее поливают. Так она легче отделяется от земли и меньше теряет тонких корешков. А стало быть, и приживается скорее. Сажая капусту, причитали: «Не будь голенаста, будь пузаста; не будь пустая, будь тугая;

не будь красна, будь вкусна; не будь стара, будь молода; не будь мала, будь велика!» Русские умельцы-капустники выращивали кочаны такие огромные, что на международных выставках овощей получали за них самые высшие призы. Петербургский огородник Ефим Грачев в сентябре 1873 года представил на Венскую выставку овощей вилки 70 сантиметров в поперечнике.

19 мая. День Иова горошника, огуречника, росенника (рассадника). День назван в честь праведного Иова Многострадального. На Иова горошника, огуречника, росенника пора сеять горох. Иов-росенник росы распустил.

20 мая. Купальница. В этот день, с раннего утра, ведра с колодезной водой выставляли на солнце, а днем окатывали себя этой водой.

21 мая. День Ивана-Пшеничника. Иван-пшеничник, загоняй кобылицу и паши землю под пшеницу! Не сей пшеницу раньше дубового листа. Дождь — будет много грибов.

22 мая. День Николы вешнего, травного, теплого, или Никольщина (день перенесения мощей святого Николая), важнейшая церковная и аграрная дата. В этот день святому Николаю Угоднику служили молебен, в котором просили его уберечь скот от падежа. Пришел бы Никола, а тепло будет. С Николы — средний посев яровых.

23 мая. День Симона Зилота. Время собирать целебные коренья: травы наполнены особенными соками. На Симона Зилота земля именинница — грех пахать.

24 мая. День Мокия или Мокея мокрого, названный в честь священномученика Мокия. Снова и снова чувствуется беспокойство крестьянина за судьбу будущего урожая. Каким-то еще выдастся лето? Мокро на Мокея — жди лета еще мокрее. Коли на Мокея туманно и багряный восход солнца, а днем дождь,— к мокрому, грозному лету. В день Мокея мокро — все лето таково.

25 мая. День Епифана. Примета вещает: Коли на Епифана утро в красном кафтане — к пожарному лету.

26 мая. День Лукерьи-комарницы. Появляются комары. Много комаров — готовь по ягоды коробов, много мошек — готовь по грибы лукошек.

Май – народный календарь праздников и примет || Народный календарь май

27 мая. День святого мученика Исидора, или Сидора-огуречника. Пора сеять ранние огурцы и лен. Минут Сидоры — пройдут и сиверы (холодные северные ветры). На Сидора сиверко — лето холодное. На Сидора прилетят стрижи и касатки и принесут тепло. На Сидора — первый посев льна.

28 мая. День Пахома-бокогрея, память преподобного Пахомия Великого. Пришел Пахом — запахло теплом. На Пахома тепло — все лето теплое.

29 мая. День Федота-житника, память преподобного Феодота. Коли на Федота на дубу макушка с опушкой — будешь мерить овес кадушкой. Придет Федот — последний дубовый листок развернет.

30 мая. День преподобной Евфросинии, в миру Евдокии. Какова Евдокия, таково и лето. Заканчивается сев пшеницы.

31 мая. День Федота-Овсянника. Придет Федот — последний дубовый листок развернет. Дуб одевается, скотина наедается. Дуб перед ясенем лист пустит — к сухому лету. Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерять овес кадушкой.

Приметы о погоде в мае

  • Май холодный — год хлебородный.
  • Частые дожди и туманы — к плодородному году.
  • Май сырой — июнь сухой.
  • Град в мае — к градобойному лету.

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870—1905). Майские цветы (1894)

Май на Русской равнине бывал всяким, но никогда не изменял себе: всегда сглаживал колебания погоды — тепла и холода, ослаблял контрасты дня и ночи. В Москве он вдвое-втрое теплее апреля: его среднемесячная температура здесь 11,6—11,7 градуса.

Нередко этот месяц дерзал жарой и зноем. Нам памятны его жгучие дни, например, в 1970, 1975, 1977, 1979 годах, когда столбик термометра поднимался к отметке 30 градусов. Заметим, что и раньше май иногда бывал теплее даже «среднего июня» — в 1897, 1906, 1921 годах. Кстати, абсолютный максимум температуры воздуха в этом месяце удерживается с 1891 года, тогда 29 мая в Москве термометры показали 31,8 градуса.

Однако май крайне редко обходится и без холодов. Не случайно про него пословица: «Ай, ай, месяц май — и тепел, да холоден!». Известны сезоны, когда он в среднем не набирал и 8 градусов (в 1917, 1941 годах). Особенно студеным выдался финал весны 1918 года: в отдельные дни в Подмосковье держались морозы до 7— 8 градусов.

«Май обманет, в лес уйдет». Для него это почти фенологическая традиция. Зацветает черемуха — и грядут, возвратятся холода. Их так и называют в народе — «черемуховые холода». Последнее эхо зимы! Случалось, что даже накануне лета в Москву заглядывали метели. В 1917 году, например, волна холодов принесла такие снегопады, что на Московско-Курской железной дороге занесло пути. 20 мая 1974 года в столице бушевала метель, да и в мае 1980 года белые хлопья кружили над зеленым нарядом города.

По народным приметам такое дуновение Арктики не опасно. «Майский мороз не выдавит слез»,— заверяет пословица, лишь бы заморозки не оказались чрезмерными и долгими, как это случилось, например, в 1982 году. Напомним, тогда после сильной грозы, обрушившей на Подмосковье полумесячную норму осадков, разгулялись шквалистые ветры.

Животный мир в мае

Игорь Эммануилович Грабарь (1871—1960). Майский вечер (1905)

С веселым гулом прокатились первые грозы, шумные весенние ливни умыли землю, и полились с безоблачного неба серебряные песни жаворонков! В лесной тиши не смолкает пеночка-теньковка. Свищет иволга. Доносится из чащи печальный и немного тревожный голос кукушки.

Еще не все крылатые путешественники добрались из дальних стран в родные края. В начале мая мы наблюдаем шестую волну прилета птиц, а в конце мая — последнюю. Летят на север гуси. В середине м ая серый и белолобый встречаются во время пролета на Московском море. Только к концу мая доберутся они до мест гнездования на Новой Земле и Ямале, на полярном побережье крайнего северо-востока, долетят на Таймыр и в район Верхоянска.

Кое-где появились перепела. Это самый мелкий представитель куриных и единственный настоящий перелетный вид в этом семействе. Появляются перепела незаметно, так как передвигаются ночью и часто в одиночку.

В средней полосе и в северо-восточных районах Европы появляются большие и малые кулики. Этих птиц можно встретить на болотах, лесных болотцах, на лугах и полях, на берегах ручьев и речек.

Продвигается на север вальдшнеп, по неделям засиживаясь на кормных местах. До тундры добирается только к середине мая.

Обзаводятся потомством копытные. Идет отел у лосей, косуль, изюбра, марала, благородных и северных оленей, пятнистого оленя, различных антилоп, горных баранов. Выкармливают молодняк соболи и куницы, хорь светлый и хорь черный, норки, колонок и выдра, горностай и ласка. У россомахи детеныши подросли и начинают прикармливаться принесенной родителями добычей.

Лисята и волчата осторожно обследуют местность в районе норы. Заяц-беляк линяет, и в начале м ая у него появляется приплод.

Поэтической строкой

О месяце мае писали многие русские поэты, в частности, Алексей Константинович Толстой (1817—1875) в своём стихотворении «Сватовство» (1871) и Николай Алексеевич Некрасов (1821— 27 декабря 1877 [8 января 1878]) в стихотворении «Зелёный Шум» (1862).

Алексей Толстой

Теперь в ветвях березыПоют и соловьи,В лугах поют стрекозы,В полях поют ручьи.И много, в небе рея,Поет пернатых стай,Всех месяцев звончееВеселый месяц май!

Николай Некрасов

Пригреты теплым солнышком,Шумят повеселелыеСосновые леса,А рядом новой зеленьюЛепечут песню новуюИ липа бледнолистая,И белая березонькаС зеленою косой!Шумит тростинка малая,Шумит высокий клен…Шумят они по-новому,По-новому, весеннему…Идет-гудет Зеленый шум,Зеленый Шум, весенний шум!

В народе говорят. Пословицы и поговорки

Добродетель месяца определяется его умеренностью. Ему нельзя торопить тепло, обольщаться щедростью солнца. Для пробуждаемого мира зелени опасна ранняя жара, нужна передышка-прохлада.

Благодатное время сочных трав, цветущих садов и долгожданной теплыни. Отпрянули ознобные сиверы — холодные ветры, устанавливаются вёдренные дни. Напоенная влагой, обласканная теплом и светом земля щедра и обильна. Скот стал досыта набираться корма, приносит большие удои.

Вешний день ветрен, сух и неоглядно долог. На все б хватило времечка, да сроки тесны! Каждому злакуи овощу свое отдай : и землицу приготовь, и с посевом не мешкай, и что можешь — ороси.

Закружили хороводы. Майские обычаи и традиции

Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847). На пашне. Весна (первая половина 1820-х годов)

Май — венец весны. Белорусам в былые времена она представлялась прекрасной девушкой, в честь которой проводился праздник — Ляльник. Селяне собирались на лугу, выбирали из местных красавиц «Лялю», наряжали ее в белое платье и украш али венком из первых полевых цветов. Вокруг «Ляли» водили хороводы, пели песни, в которых просили послать богатый урожай.

Прилетающие с юга птицы на Руси встречались как вестницы весны. Чествование кукушки у славян связывалось с культом языческой богини весны Живы — «дающей жизнь». Ей приносили дары те, кто слышал первое кукование кукушки, извещавшей им столько лет жизни, сколько раз повторялось «ку-ку». Убийство кукушки считалось тяжким преступлением.

Праздники

Главным обрядом на Руси в мае был обычай «завивания венка». Девушки в праздничных нарядах шли в лес. С песнями пригибали ветви молодых березок к земле, связывали их вершины, делая зеленую арку.

В известной песне о парне, которого на селе «Черемухой» прозвали, звучит отголосок старинного обычая. Приглянувшейся девушке поздним вечером юноша оставлял на крыльце ее дома черемуховую ветку. Если догадается девушка, от кого подарок, то даст милому ответный знак и повяжет на перилах цветную ленточку.

В Древней Руси на май приходилось немало обрядов и трудовых праздников. 14 мая — запрягальник, начало пахоты и сева. На следующий день — «свистозарник», соловьиный праздник; 22 мая — парни выгоняли лошадей в ночное на подножный корм.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт
Adblock detector