Отпевание умершего. Правила отпевания

Зачем проводится отпевание?

Согласно христианским правилам, отпевание покойника проводится в храме. В нем же тело может находится все время до похорон. В течение упомянутых выше трех дней над ним раньше читали Псалтирь. Однако в истории существовали и исключения из данного правила – например, во времена войн, массовых эпидемий и стихийных бедствий, умерших отпевали вне храмов. В настоящее же время в отсутствие подобной необходимости общепринято проводить отпевание в церкви.

Вернемся к трем дням, вернее к отсчету трех дней. Как и в любых других случаях, отсчет ведется от дня смерти и включает его. Например, если смерть произошла во вторник (с 0:00 до 24:00), то отпевание и похороны должны состояться в четверг (третий день, считая от вторника). Все это время гроб с покойным должен оставаться открытым.

Тело усопшего в гробу накрывают саваном – особым покрывалом, символизирующим принадлежность с церкви и единение с Христом. Для этого саван украшают выдержками из Священного Писания и соответствующими изображениями. На груди усопшего размещается крест, а на его голове – бумажный венчик, символизирующий венец победителя. Именно таковым принято считать достойного христианина, победившего в земной битве с соблазнами и искушениями.

Если ситуация позволяет, и отпевание усопшего происходит с открытой крышкой гроба, близкие и родственники при прощании целуют крест и прикладываются к венчику. Если крышка гроба должна быть закрытой, принято целовать крест на ней.

Существуют всего два дня в году, когда покойников не вносят в храм: Рождество Христово и первый день Пасхи. Во все остальные дни отпевания в церкви можно проводить без ограничений.

Когда мы читаем молитвы об умершем человеке, мы надеемся, что Бог услышит нас. Словами «Со святыми упокой, Христе, душу раба твоего» мы призываем его к себе. Обряд отпевания является важной частью траурного ритуала . Чтобы пройти его с честью, мало постоять с цветами на кладбище. Приготовление к процессии важно начать с причастия умирающего.

Конечно, если это является возможным. Когда человек находится при смерти, священником читается канон, который позволяет душе укрепиться в сознании. После смерти совершается панихида – небольшое молитвословие, а затем и сам обряд отпевания. В течение последующих 40 дней родственники читают псалтырь и вспоминают о благих делах усопшего.

Кого нельзя отпевать после смерти?

«Во всех делах твоих помни о конце твоем»,- говорит Библия (книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, глава 7, стих 39). Поэтому православные христиане, памятуя о том, что земная жизнь наша временна, а цель ее — достойно соединиться со Христом в Царстве Небесном, стремятся чаще исповедоваться в грехах и причащаться Святых Христовых Тайн.

В особенности необходима исповедь и причастие людям, стоящим на пороге вечности.К умирающему или тяжело больному православному христианину вызывают из храма священника для совершения Таинств исповеди, причащения и елеосвящения (соборования). Важно совершить елеосвящение, т. к. во время этого Таинства человеку прощаются все его невольные грехи, совершенные по незнанию или в которых он забыл покаяться на исповеди (но только не утаенные намеренно).

Если ваш родственник или знакомый тяжко болен, то надо попросить у него прощения и простить ему все, чем он нас обидел или согрешил против вас. Постараться облегчить его страдания и не роптать на его немощь, чтобы он со спокойной душой и в мирном духе отошел ко Господу.Благоразумно поступают родственники, которые заблаговременно заботятся о христианском напутствии болящего или престарелого.

Если болезнь затянулась, то Таинства Исповеди, Причащения и Соборования нужно повторить не единожды.Очень важно для умирающего последнее напутствие священника, т. к. через Таинство Священства от первых апостолов передается право разрешать грехи кающимся. Апостолам это право дал Сам Христос: «Кому простите грехи, тому простятся;

на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20,23).Нельзя откладывать Причащение до самого последнего момента, когда умирающий уже не способен ни слышать слов молитв, ни сказать слов покаяния, а то и вовсе отходит в мир иной, не дождавшись христианского напутствия. Родственники больного, умирающего без Святого Причастия, берут на свою душу большой грех.

К сожалению, существует предрассудок, что причащение больного — признак близкой смерти. Забывается при этом, что час смерти в руках Божиих и что Святое Причастие мы принимаем не только «во исцеление души», но «и тела», и люди верующие нередко выздоравливают после причащения или страдания умирающего значительно уменьшаются, ибо Церковь молится «о безболезненной кончине человека».

Умирающему или тяжело больному нужно ежедневно давать просфору и святую воду натощак, заказывать о его здравии молебны, подавать записку с его именем на литургию. У его постели можно читать акафисты, Псалтирь с поминовением его о здравии на «Славах».Христианское напутствие помогает человеку отойти в мир иной со спокойной душой и очищенной совестью.

Когда тело усопшего омыто и одето, сразу же начинают читать канон, называемый «последование по исходе души от тела». Это последование положено читать священнику, для чего он призывается в дом умершего. Если таковой возможности нет, а на практике так часто и бывает, то последование могут прочитать ближайшие родственники и знакомые.

Опускаются при этом начальный возглас и начальные молитвы иерея, сугубая ектенья «Помилуй нас, Боже…», молитва иерея «Боже духов и всякия плоти…» а также заключительный отпуст, которые по Уставу Церкви произносят только священнослужители. Читать канон мирянам следует с предначинательных молитв: «Трисвятое», «Пресвятая Троице», «Отче наш», затем 12 раз «Господи, помилуй», 90 псалом и далее по порядку.

Заканчивается канон молитвой «Помяни, Господи, Боже наш…» с упоминанием имени усопшего. Эту молитву читают также при последующем чтении Псалтири после каждой «Славы». Если человек умер не дома и, тела его дома нет, то в час сообщения о смерти все равно нужно прочитать этот Канон и далее читать Псалтирь.

Если смерть наступила в Пасхальную неделю (8 дней от Пасхи до вторника Фоминой недели — Радоницы), то помимо «Последования по исходе души от тела» читается Пасхальный канон. В Православной Церкви существует благочестивый обычай непрерывного чтения Псалтири над телом покойного вплоть до его погребения.

Псалтирь нужно читать сразу по кончине, если даже тело усопшего находится вне дома. Псалтирь читается и в дальнейшем в молитвенную память о почившем в дни поминовения, а особо усиленно в первые сорок дней по кончине.Не без причины и не без цели Церковь с древнейших времен положила читать над гробом умершего книгу псалмов, а не другую книгу Священного Писания.

Именно Псалтирь воспроизводит все многообразие движения нашей души, так живо сочувствует и нашей радости, и нашей скорби, так много проливает утешения и ободрения в наше сердце. Чтение Псалтири — молитва Господу об усопшем — утешает скорбящих о почившем и возносит молитвы о нем к Богу. Псалтирь разделена на 20 больших частей — кафизм (от греческого слова «кафизо» — «сижу», что означает возможность сидения при чтении Псалтири).

«Приидите, поклонимся Царева нашему Богу», «Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу», «Приидите, поклонимся и припадем самому Христу, Цареви и Богу нашему». Затем читаются псалмы до слова «Слава», что означает «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». На каждой «Славе» читается молитва «Помяни, Господи, Боже наш…», находящаяся в конце «Последования по исходе души от тела» с упоминанием имени усопшего.

Затем продолжается чтение псалмов до следующей «Славы». По окончании кафизмы читают «Трисвятое», «Пресвятая Троице», «Отче наш», тропари и молитву, положенную после каждой кафизмы. Возбраняется при чтении Псалтири добавлять молитвы неизвестного происхождения и вообще любые молитвы, не находящиеся в Богослужебных книгах.

Во время Пасхальной недели (8 дней от Пасхи до вторника Фоминой недели — Радоницы) в церкви чтение Псалтири заменяется чтением Пасхального канона. Дома над усопшим чтение Псалтири также можно заменить чтением Пасхального канона. Но если такой возможности нет, то можно читать и Псалтирь, так как Псалтирь употребляется с первых времен христианства не только в одних скорбных случаях, но и в радостных, а Апостольские постановления указывают читать Псалтирь в третий день по кончине ради Того, Кто в третий день воскрес из мертвых.

Отсюда следует заключить, что нет надобности отлагать чтение Псалтири над усопшим и в святые дни Пасхи. Для выражения же большей торжественности праздника, можно делать некоторые прибавления пасхальных песней, по прочтении каждой кафизмы и даже «Славы» (С. Булгаков «Настольная книга священнослужителя» т. 2 стр. 1295).

Если ко гробу умершего приглашен священник, то он совершает заупокойное богослужение — литию или панихиду.В первый же день нужно позаботиться о церковном поминовении усопшего. Желательно сразу же, в день смерти, заказать сорокоуст — поминовение за Божественной литургией в течение 40 дней. Сорокоуст заказывается в тех храмах, где богослужение совершается ежедневно.

В тех местах, где таких церквей поблизости нет, сложилась практика поминать усопшего в течение сорока Божественных литургий. Если рядом несколько храмов, то можно и в них подать записки с именем усопшего на Божественную литургию. Делать это можно и даже нужно еще до отпевания и погребения.Усопшие, со дня кончины которых не прошло 40 дней, называются новопреставленными.

В некоторых церквях существует правило сорокоуст по усопшим заказывать лишь после отпевания. В таком случае нужно в первые дни до отпевания подать заказную записку о упокоении души усопшего, а в сам день отпевания заказать сорокоуст. Не следует забывать заказывать сорокоуст и в дальнейшем.Пока гроб с покойным находится дома, прощаться с усопшим приходят родственники, друзья, знакомые.

«Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное».При смерти женщины в молитвах соответственно читается «душу рабы Твоей новопреставленной (имя)», вместо «его» — «ея», вместо «ему» — «ей».Необходимо попросить прощения у почившего и простить ему все обиды.

Как было сказано ранее, совершать чин отпевания нельзя над усопшими, которые совершили самоубийство, а также над телами тех людей, которые жили безбожной жизнью: увлекались беспорядочными половыми связями, грабили и убивали. Обряд неприемлем для усопших, которые при жизни не были христианами или отреклись от своей веры. Считается, что они не воссоединились с Церковью. Не верно мнение о том, что после кончины нельзя отпевать женщин, которые умерли во время родов.

Если близкие вам люди, родственники или друзья сознательно отказались от таинства Крещения, необходимо проводить с ними беседы, чтобы избежать подобного исхода. Так вы будете знать, что сделали для них все, что могли. Остальное зависит от воли самого человека. У Господа много обителей. Поэтому Церковь не запрещает молиться за успокоение души и прощание тяжких грехов усопшего, который не был крещен. Делать это можно дома, на кладбище либо в храме.

Кого нельзя отпевать после смерти?

Известно семь таинств церкви: Крещения, Миропомазания, Покаяния, Брака, Причащения, Елеосвящения, Священства. Любое из этих таинств является гарантией исполнения того, о чем мы просим Бога. К примеру, таинство Крещения дает нам право утверждать, что человек присоединился к церкви и стал христианином, таинство Священства – что он принял чин священника, таинство брака – что мужчина и женщина связали свою судьбу, став единым целым. Отпевание же не является частью таинства. Оно не дает близким людям гарантии, что душа умершего человека попадет в рай и обретет вечный покой.

Мы должны понимать, что стоит творить лишь благие дела. Человек не имеет права, к примеру, служить в храме и вести распутный образ жизни, увлекаться алкоголем или наркотиками. После отпевания в этом случае может произойти то, что случилось в известный притче: на входе в рай богачу вернули все деньги, которые он жертвовал на строительство церквей.

Прежде всего, каждый верующий человек должен понимать, что и любовь должна жить в сердце, и молитвы должны исходить из него, быть искренними и душевными. Доказать это сложно, но возможно, и первыми вашими помощниками станут Псалтирь и Акафист. Читать можно и нужно ежедневно – утром кафизму из Псалтиря, вечером – Акафист. Знание и понимание прочтенного, а главное – Ваша искренность и вера – станут настоящим показателем жертвенности.

Еще одним правильным поступком станут благие дела, милосердие и милостыня. Если к этим деяниям Вы отнесетесь так же искренне, вы докажете свою любовь у усопшему.

Как молиться о человеке в первые дни после смерти

Если положение больного безнадежно, то при явных признаках приближающейся смерти священник читает отходную молитву — «Канон молебный при разлучении души от тела» или более полно он называется «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правовернаго».

Родственники сами могут прочитать этот канон, если невозможно пригласить священника, кроме чтения «молитвы, от иерея глаголемой на исход души», которая находится в конце канона. Этот канон читается «от лица человека с душею разлучающагося и не могущаго глаголати» и имеется в православных молитвословах.

Чтение канона мирскими людьми начинается возгласом: «Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас», затем следуют предначинательные молитвы: «Трисвятое», «Пресвятая Троице», ‘»Отче наш» и далее по молитвослову.При чтении канона возжигается свеча и лампадка перед домашней святой иконой.

Если дома иконы нет, то нужно обязательно приобрести в храме иконы Спасителя и Божией Матери. Для умирающих младенцев (детей до семи лет) из-за отсутствия грехов, перечисляемых в каноне, которые несвойственны им по малолетству, канон не читается. Кроме канона при разлучении души от тела еще существует «Чин, бываемый на разлучение души от тела, когда человек долго страждет».

По свидетельству святых отцов, душа человека при выходе из тела испытывает чувство томления и страха, т. к. встречает она при этом не только Ангела-Хранителя, данного ей при Святом Крещении, но и духов злобы (бесов). Вид бесов так ужасен, что душа трепещет при виде их. Чтением отходной молитвы мы укрепляем душу умирающего и просим Господа и Пресвятую Богородицу мирно разрешить ее от земных уз и принять в вечные обители со святыми.

Как ужасна участь некрещеных людей, а, следовательно не имеющих Ангела-Хранителя, остающихся наедине с духами злобы. Жестокосердны и обряды погребения неправославных христиан, не признающих молитв за умерших, и оставляющих без молитвенной поддержки томящуюся и трепещущую душу усопшего брата.Страшно душе в преддверии Божиего суда, на котором придется отвечать за свои грехи, ибо «нет человека, который бы не грешил»;

Церковное правило гласит, что нельзя отпевать:

  • младенцев,
  • некрещеных,
  • лиц, указавших в завещании нежелание быть отпетыми,
  • иноверцев,
  • инославцев (неправославных христиан),
  • преступников, убитых при совершении преступления,
  • самоубийц.

Для последних существует единственное исключение: если может быть доказан факт совершения суицида в состоянии невменяемости или психического расстройства. В таких случаях священник вправе потребовать от родственников или близких подтверждающий это медицинский документ.

Отпевание крещеного человека, который при жизни был неверующим, агностиком или атеистом, возможно только если этот факт будет скрыт от священника. Отказ священника в отпевании таких людей – это скорее милость к человеку, сделавшему такой выбор и уважение этого выбора, каким бы страшным он ни казался.

Что же касается наркоманов и алкоголиков, то их, как людей порочных, Церковь отпевать разрешает.

Где проводится отпевание?

Отпевание не спасет душу от тех грехов, которые человек совершил при жизни. Известны случаи, когда священники пренебрегали этим чином. Они велели родственникам усопшего отложить похоронную процессию с почестями, а вместо этого выбросить мертвое тело в яму или канаву, чтобы бездомные собаки изглодали их кости.

Здесь стоит сказать и о праведном пророке Веркольском. Его смерть от удара молнии была скоропалительной. Односельчане, на глазах которых это произошло, посчитали ее небесной карой. Они не стали хоронить тело, прикрыв мертвого пророка хворостом. Через 28 лет люди обнаружили, что все это время тело было нетленно.

Человеческая душа может попасть в рай и без соблюдения чина отпевания. Однако, не стоит легкомысленно относиться к данному обряду. Отпевание – это последнее благое дело, которое мы можем сделать для усопшего. Сегодня многие семьи не желают предаваться молитвам из-за невежества и заблуждения, а также дополнительных финансовых затрат.

Исключить чин отпевания при похоронах разрешается в некоторых случаях. В пример можно привести гибель воина в бою или матроса на корабле. Тогда тело человека хоронят недалеко от места его смерти, а обряд отпевания проводится родственниками после этого. Если в связи с иными обстоятельствами тело близкого вам человека не было захоронено по христианским традициям, можно объяснить это священнику и провести обряд на кладбище либо в церкви. Совершить чин отпевания после похорон только потому, что так удобно родственникам усопшего, неприемлемо.

Если человек умер естественной или насильственной смертью, разрешение на проведение чина отпевания брать не нужно. Его необходимо получать в спорных случаях, когда имеет место самоубийство. Если самоубийство стало результатом тяжелого психологического нарушения, необходимо получить одобрение в епархиальном управлении. Приходской священник не должен самостоятельно принимать такое решение. Это делается архиереем на общем собрании.

Люди, которые при жизни злоупотребляли алкоголем или наркотиками, сознательно выбрали этот путь. Однако стоит понимать, что Церковь прощает и принимает тех, кто сбился с праведной дороги. Ее цель заключается не в том, чтобы погубить, а в том, чтобы по возможности оправдать человека. Поэтому усопших, страдающих наркотической или алкогольной зависимостью, родственникам можно отпевать.

До последнего времени заочное отпевание не являлось чем-то экстраординарным. Стихийные бедствия и войны часто не оставляли возможности отпеть пропавших без вести или погибших на вражеской территории. Именно для таких случаев была введена практика заочных отпеваний.

Церковь до сих пор не отрицает данную практику, однако ее использование в настоящее время часто оправдывается сомнительными причинами. Например, родственники не имеют времени, возможности, или – чаще – желания везти усопшего в храм, либо священника домой. Поэтому если вы действительно любили и продолжаете любить того, кого навсегда потеряли, стоит придерживаться традиционного способа отпевания в церкви.

Надеемся на то, что мы осветили все моменты, связанные с отпеванием, в этой статье. Если у вас остались какие-либо вопросы, просим оставлять их в комментариях или на форумах.

Погребение

Умерших мы именуем усопшими, то есть уснувшими. Называем их мы так по нашей христианской вере, что души после смерти не уничтожаются, не исчезают в небытии, а отлучаются от тела и переходят из этой жизни в другую — загробную. Там пребывают они после частного суда по делам земным в приличествующем им месте до Страшного суда Божия, когда по слову Господа души всех умерших людей воссоединяться с телами и воскреснут.

И тогда окончательно определится участь каждого: праведные наследуют Царство Небесное, блаженную вечность с Богом, а грешные — вечное наказание.Историческое обоснование погребения усопших дано в образе погребения Иисуса Христа. По примеру благочестивой древности и в настоящее время погребение предваряется совершением различных многозначительных символических действий.

Тело усопшего омывают теплой водой, чтобы предстал он перед Богом по воскресении в чистоте и непорочности. При омовении читают «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» или «Господи, помилуй». Возжигается лампадка или свеча и горит до тех пор, пока в доме находится покойник.

После омовения тело христианина одевают в чистые и, по возможности, новые одежды — по званию и служению его, на усопшем обязательно должен быть нательный крестик. Омовение обычно совершают люди старшего возраста, а если таковых нет, то омыть тело усопшего может любой из родственников, за исключением женщин, находящихся в данный момент в естественной нечистоте.

Обычай указывает, что в омовении тела женщины участвуют только женщины. Если известно, что почивший был монахом (монахиней) или священнослужителем, то надо о его кончине сообщить в храм.Тело покойного полагают на стол, покрывают белым покрывалом — саваном. Затем умершего покрывают особым освященным покровом (погребальным покрывалом), на котором изображены крест, лики святых и молитвенные надписи.

Все это означает, что умерший оставался верным Богу и теперь остается под покровом Божиим.Глаза должны быть закрыты, уста сомкнуты, руки сложены крестообразно, правая поверх левой. Руки и ноги усопшего связывают, чтобы развязать перед последним прощанием. В руки покойного полагают погребальный крест, на грудь кладут святую икону, для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери.

На лоб умершего возлагают венчик — полоску бумаги с изображением Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. Изображения эти обрамлены надписью «Трисвятого». Венчик, символизирующий соблюдение веры усопшим христианином и совершение им христианского жизненного подвига, возлагается в надежде, что почивший в вере получит по воскресении от Бога небесную награду и нетленный венец.

Как правило, венчик отпечатан на одном листке с разрешительной молитвой. После приобретения молитвы-венчика в храме венчик отрезается ножницами (после отпевания листок с молитвой будет вложен в руку почившего).Перед положением усопшего во гроб тело его и гроб окропляют святой водой, причем гроб окропляют извне и изнутри.

В гроб покойного полагают лицом вверх, под голову кладут подушку, набитую соломой или опилками. Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед домашними иконами, головой к образам. Вокруг гроба возжигают четыре свечи: у головы, в ногах и по обеим сторонам на уровне скрещенных рук. Возженные свечи вместе изображают крест и символизируют переход умершего в Царство Истинного Света.

Из-за потери православных традиций во многих семьях следует остерегаться различных суеверий, связанных с покойником — таких, как занавешивание зеркал, убирание вилок, оставление части блюд во имя усопшего за поминальным столом или стакана с водой (а еще хуже с водкой) перед его портретом и т. п. Все эти суеверия никакого отношения к православию не имеют!

В могиле усопшего полагают лицом, обращенным к востоку. При опускании гроба вновь поется «Трисвятое». Все провожающие умершего в последний путь перед зарытием могилы бросают в нее по горсти земли. Таким образом усопшего предают земле, памятуя Божие определение «яко земля еси — в землю отыдеши» (Бытие, глава 3, стих 19).

Не следует бросать в могилу деньги, это грех язычества. Необходимо, по мере возможности, избегать кремации (сжигания останков), т. к. это нарушение христианских традиций.Надгробный крест, памятник с крестом устанавливают в ногах покойного, обращая его лицевой стороной к западу, чтобы лицо усопшего было направлено на святой крест.

Украшать надгробие портретами усопшего — обычай неправославный.Погребальные полотенца, на которые гроб опускается в могилу либо вынимаются, либо остаются в могиле.В некоторых местностях сложился обычай при похоронах разрезать погребальные полотенца и раздавать присутствующим. Обычай этот чисто бытовой, к православию отношения не имеет, но и языческим не является, потому никого не должен смущать.

Вынос тела

За час-полтора перед выносом гроба из дома над телом умершего еще раз читается «Последование по исходе души от тела». Гроб выносят из дома, обращая лицо покойного к выходу, т. е. ногами вперед (в таком положении гроб несут всегда). При этом провожающие поют «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный помилуй нас».

Существуют суеверие, что близкие родственники не должны нести гроб. Это неверно. По церковным правилам гроб с телом несут близкие родственники и друзья. Исключение существует только для священников, которые не имеют права нести гроб мирянина, кем бы он им ни приходился. Если в похоронной процессии участвует священник, то он идет впереди гроба как духовный пастырь, ведущий пасомых в последнюю обитель.

В некоторых местностях существует странный обычай класть в гроб с покойным горсть земли, расположенной рядом с домом, якобы для того, чтобы душа усопшего успокоилась и не тревожила близких. Делать этого не нужно. Не земля успокаивает душу усопшего, а наша молитва о нем.Довольно распространено также поверие, что до 40 дней нельзя ничего раздавать из вещей покойного. Это неверно.

Отпевание умершего. Правила отпевания

Наоборот, в течение 40 дней (до частного Суда Божьего, на котором решается участь души усопшего) нужно усиленно творить милостыню, а раздача одежды нуждающимся — один из видов ее.Распространенное мнение, что после выноса покойного в квартире необходимо сделать ремонт, не что иное, как обычное поверие, неправославное.

Ремонт в своем жилище — личное дело живущих в нем, но к покойному это не имеет никакого отношения. Суждение, что во время нахождения в доме гроба с покойным нельзя мыть и подметать полы, также является предрассудком.Поскольку в православных богослужениях не используются музыкальные инструменты, то и для похорон православного христианина нельзя приглашать оркестр. Если покойного везут на транспорте, то как положат гроб — ногами вперед или головой — принципиального значения не имеет.

Церковное отпевание

На третий день по кончине (на практике, из-за различных обстоятельств это может быть второй, четвертый или иной день) умерший православный христианин удостаивается церковного отпевания и погребения. Отпевание — это заупокойное богослужение, которое совершается ради умершего однажды, в отличие от панихид и литий, которые могут совершаться многократно.

Отпевание (и вообще любое церковное поминовение) не совершается при погребении некрещеных, т. е. тех, кто не принадлежит Церкви. Родные и близкие сами молятся за них в домашних молитвах, подают ради них милостыню, каются на исповеди, что не содействовали их Крещению. Не отпеваются также инославные (люди неправославной веры), а также крещенные, но отрекшиеся от веры, ведущие до кончины богоборческую жизнь или завещавшие при жизни не отпевать их в случае смерти.

Не отпевает Церковь и самоубийц, за исключением особых случаев, например, при невменяемости того, кто покончил с собой, но и то лишь по благословению правящего архиерея, для чего на его имя пишется прошение с подробным указанием причины смерти и предъявлением справки от врача, если человек был душевнобольным.

В прошении не нужно искажать факты в целях оправдать самоубийцу: если вы получите разрешение на отпевание обманным путем, то покойному это не поможет, на вас же ляжет серьезный грех.Не отпеваются также мертворожденные или убитые во чреве младенцы, т. к. они не были приобщены к Церкви через таинство Крещения.

Бытующее мнение, что в храме нельзя отпевать женщин, умерших при родах или во время 40 дневного послеродового очищения, неверно.Умерших от инфекционных заболеваний в храме не отпевают. Это можно сделать в доме умершего или на месте погребения. Самое же приемлемое в данном случае — отпеть почившего заочно.

В некоторых церквях отказываются отпевать опившихся вином и женщин, умерших от аборта, приравнивая их к самоубийцам. Это неверно. Церковь приписывает отпевать таких людей, если нет оснований считать, что совершено это ими намеренно, с целью лишения себя жизни. От родственников же погибших в данном случае требуется усиленная молитва, т. к.

их близкие умерли во грехе без покаяния.Перед внесением гроба в храм у покойного развязывают связанные руки и ноги, гроб заносят ногами вперед. В церкви тело усопшего ставится лицом к алтарю, т. е. ногами на восток — к алтарю, головой — к западу.При совершении чина отпевания родственники и близкие стоят у гроба с возженными свечами и усиленно молятся вместе со священником.

Если в храм для отпевания привозят сразу нескольких покойных, это не должно смущать их родственников. Лучше совершить полноценное отпевание без спешки сразу нескольких почивших, чем торопливо, из-за отсутствия времени, одного. Не должно смущать близких и перечисление вместе с именем отпеваемого и других имен усопших, для которых было заказано заочное отпевание.

После возглашения «Вечной памяти» по усопшему читается разрешительная молитва. Поскольку человек, несмотря на множество грехов, не перестает быть «образом славы Божией», Святая Церковь молит Господа по Его неизреченной милости простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного. Разрешительной молитвой прощаются бывшие на умершем клятвы, а также грехи, в которых он покаялся на исповеди или забыл покаяться по неведению (но только не те грехи, в которых он не раскаялся намеренно или из-за чувства ложного стыда) и умерший с миром отпускается в загробную жизнь.

Текст этой молитвы тут же полагается в руки усопшего его родными или близкими.Провожающие усопшего в последний путь, потушив свечи, обходят гроб с телом, совершают крестное знамение с поклоном, просят у почившего прощения за причиненные обиды, целуют венчик на лбу и икону, расположенную на груди.После прощания икона из гроба вынимается (в некоторых местностях принято оставлять икону в гробу), проверяется, развязаны ли руки и ноги, тело полностью закрывается покрывалом, священник крестообразно посыпает его землей (погребальный крест, венчик и разрешительная молитва остаются в гробу с покойным).

Если умерший перед смертью соборовался, и от Таинства Елеосвящения остался елей (масло), то он также, как и земля, крестообразно, выливается на тело покойного. После этого гроб закрывается крышкой, после чего уже не открывается. В некоторых местах существует обычай оставлять в храме иконы, вынутые из гроба, до исполнения 40 дней по кончине, затем родственники забирают их домой.

Правила поведения на отпевании

Люди, не знающие нюансов церковной службы, в процессе отпевания часто ведут себя неподобающим образом. К примеру, они становятся лицом не к алтарю, а к гробу, и на протяжении всей службы смотрят не на священника, а на усопшего. Конечно, родственникам сложно принять потерю близкого человека. Поэтому в такие моменты не следует требовать от них соблюдения всех канонов. Однако элементарные правила поведения при отпевании никто не отменял.

Пришедшие в храм должны искренне молиться за отпущение грехов умершего, внимательно слушать священника и смотреть на алтарь. В руках у ближайших родственников должны быть свечи. Гроб ставится лицом к алтарю. Во время отпевания не подобает громко разговаривать и активно жестикулировать. Необходимо соблюдать тишину.

Обряд отпевания не желательно проводить в морге а, тем более, в крематории. Отпевают усопших в морге только в случае, когда нет иной возможности совершить обряд. В этом случае перед его началом убедитесь, что у священника есть разрешение на его осуществление. Если отпевание проходит в храме и привозят сразу нескольких покойников, то это не должно вас смущать.

Можно ли проводить заочное отпевание

Если случается так, что нет возможности ни отвезти покойного в храм, ни пригласить священника на дом, совершается заочное отпевание. Родственники усопшего, предоставив свидетельство о смерти, заказывают отпевание в ближайшей церкви. Отпевание совершается в день похорон. Заказывать заочное отпевание на дни, предшествующие погребению, нельзя.

После чина отпевания родственникам дают землю (песок) с панихидного стола.Дома умершему в правую руку кладут разрешительную молитву, на чело возлагается венчик, а после прощания на кладбище тело его, закрытое покрывалом, как и в церкви крестообразно посыпается землей — с головы к ногам, с правого плеча на левое.

Если же к этому времени покойный уже погребен, то землею с панихидного стола также крестообразно посыпается могила. Сделать это можно либо в этот же день, либо в ближайшие дни.Если по каким-либо причинам погребение было совершено без церковного отпевания, то заочное отпевание можно заказать и через несколько дней.

Что надеть в храм?

Священники, которые осуществляют процедуру отпевания, надевают в храм длинную белую рясу. Ее же используют и при таинстве Крещения. Считается, что эти два события являются главными в жизни каждого человека. После смерти усопший вступает на тропу вечной жизни, в начале которой он видит яркий свет. Свет этот – сам Господь Бог. Жены-мироносицы также надевают одежду белого цвета. Служители храма не должны облачаться в черное одеяние.

Приходящие, напротив, надевают траурную одежду, которая должна быть закрытой и скромной. Для женщин уместны платья и юбки длинного кроя. Голова покрывается черным платком. Нельзя надевать яркую бижутерию. Из украшений допускаются лишь часы и обручальное кольцо. Оптимальный вариант для мужчин – классический костюм, рубашка и туфли.

Все выше перечисленные особенности соблюдения правил проведения отпевания усопших конечно же важны, но, главное, необходимо всегда помнить, что отправление последнего обряда является неотъемлемой частью похоронного ритуала как для души усопшего, так и для верующих родственников, провожающих близкого человека в мир иной.»

Поминальная трапеза

Отпевание умершего. Правила отпевания

бедные и неимущие, т. е. поминки — это своего рода христианская милостыня для собравшихся. Древнехристианские поминальные трапезы постепенно преобразовались в современные поминки, которые устраиваются в 3-й день по кончине (день похорон), 9-й, 40-й дни и в другие дни, памятные для умершего (полгода и год по кончине, день рождения и день Ангела усопшего).

К сожалению, современные поминки мало напоминают православные поминальные трапезы и больше похожи на языческие тризны, которые устраивали древние славяне до их просвещения светом христианской веры. В те дремучие времена считалось, что чем богаче и пышнее проводят умершего, тем веселее он будет жить в мире ином.

Чтобы на самом деле помочь душе, отошедшей к Господу, нужно достойным образом, по-православному, организовать поминальную трапезу:1. Перед трапезой кто-либо из близких читает 17 кафизму из Псалтири (17 кафизма включает в себя 118 псалом). Кафизму читают перед возженной лампадкой или свечой.2. Непосредственно перед едой читают «Отче наш…».3.

Первым блюдом отведывают коливо или кутью* — сваренные зерна пшеницы с медом или отваренный рис с изюмом, которые освящаются на панихиде в храме. Зерна служат символом воскресения: чтобы дать плод, они должны оказаться в земле и истлеть. Так и тело умершего предается земле, чтобы истлеть и во время всеобщего Воскресения восстать нетленным для будущей жизни. Мед (или изюм) знаменует духовную сладость благ вечной жизни в Царстве Небесном

* Кутья есть видимое выражение уверенности живых в безсмертии усопших, в воскресении их и блаженной, через Господа Иисуса Христа, вечной жизни.

4. На поминальном столе не должно быть спиртного.Обычай употреблять спиртное — отголосок языческих тризн.Во-первых, православные поминки — это не только (и не главное) еда, но и молитва, а молитва и нетрезвый ум — вещи несовместимые.Во-вторых, в дни поминовения мы ходатайствуем перед Господом об улучшении загробной участи почившего, о прощении ему земных грехов.

Но прислушается ли Верховный Судья к словам нетрезвых ходатаев?В-третьих, «питие есть веселие души» и после выпитой рюмки ум наш рассеивается, переключается на другие темы, скорбь о почившем уходи из нашего сердца и довольно часто случается так, что к концу поминок многие забывают, для чего они собрались — поминки заканчиваются обычным застольем с обсуждением бытовых проблем и политических новостей, а иногда мирскими песнями.

А в это время томящаяся душа усопшего напрасно ждет молитвенной поддержки от своих близких. И за этот грех немилосердия по отношению к усопшему взыщет с них Господь на Своем суде. Что по сравнению с этим осуждение от соседей за отсутствие спиртного на поминальном столе?Исключите спиртное из поминального обеда, а вместо расхожей атеистической фразы:

Отпевание

«Пусть земля ему будет пухом», помолитесь кратко:«Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное».Для женщин:«Упокой, Господи, душу рабы Твоей новопреставленной (имя) и прости вся согрешения ея, вольная и невольная и даруй ей Царствие Небесное».

Молитву эту нужно совершать перед тем как приступить к очередному блюду.5. Не нужно убирать со стола вилки — в этом нет никакого смысла. Не нужно и ставить в честь усопшего столовый прибор или того хуже — перед портретом ставить водку в стакане с куском хлеба. Все это грех язычества. Особенно много пересудов вызывает занавешивание зеркал, якобы для того, чтобы избежать отражения в них гроба с покойным и тем самым уберечься от появления в доме еще одного покойного.

Абсурдность данного мнения в том, что гроб может отразиться в любом блестящем предмете, а все в доме не зачехлишь. Но главное — наша жизнь и смерть зависят не от каких-либо примет, а находятся в руках Божиих.6. Если поминки совершаются в постные дни, то и пища должна быть постной.7. Если поминки пришлись на время Великого Поста, то в буднии дни поминки не совершаются, а переносятся на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье, так называемое встречное поминовение.

Делается это потому, что только в эти дни (субботу и воскресенье) совершаются Божественные литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого и за проскомидией вынимаются частицы за усопших и совершаются панихиды.Если поминальные дни пришлись на 1-ю, 4-ю и 7-ю недели Великого поста (самые строгие недели), то на поминки приглашаются лишь самые близкие родственники.8.

Поминальные дни, пришедшиеся на Светлую Седмицу (первую неделю после Пасхи) и на первый понедельник второй пасхальной седмицы, переносятся на Радоницу — вторник второй недели после Пасхи, в дни же поминовения полезно читать Пасхальный канон.9. Заканчивается поминальная трапеза всеобщей благодарственной молитвой «Благодарим Тебя Христе Боже наш…» и «Достойно есть…».10.

Поминки 3-го, 9-го и 40-го дней устраиваются для родственников, близких, друзей и знакомых умершего. На такие поминки, чтобы почтить усопшего, можно приходить и без приглашения. В другие же дни поминовения собираются лишь самые близкие родственники. Полезно в эти дни раздавать милостыню нищим и нуждающимся.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт
Adblock detector