Роль нпф в пенсионной системе рф

Глава 2.
Анализ деятельности НПФ по размещению пенсионных резервов и накоплений в
управляющих компаниях на примере деятельности «Первый Национальный пенсионный
фонд»

Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. В своем развитии оно охватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населения могли пользоваться им. Но после революции 1917 года оно было практически отменено.

Однако по прошествии переходного периода экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которая была введена в 1927 году.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Все эти элементы пенсионной системы наглядно показывают наличие серьезных методических и практических проблем, которые достигли своего апогея в конце 80-х годов, когда стало очевидно, что действующая система не в состоянии справляться с возложенными на неё функциями.

Главной проблемой любой пенсионной системы традиционно является несбалансированность доходной и расходной частей пенсионного бюджета. Развитие пенсионной системы до начала радикальных рыночных реформ 1990 г. свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в бюджетно-финансовую систему страны.

Начиная с 1991 года пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово – кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций.

Следующим значимым этапом становления пенсионной системы РФ можно считать последнее десятилетие. В 2000 году был принят Указ Президента Российской Федерации от 27.09.2000 №1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации», которым было предусмотрено закрепить за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий и рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в течение 2001 года заключить с Пенсионным фондом Российской Федерации соглашения о передаче территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации полномочий по назначению и выплате государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий, а также переводе лиц, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

С принятием Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» было предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы стали составлять единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

· обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости или инвалидности (в составе базовой, страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по случаю потери кормильца (в составе базовой и страховой частей) старости, страховую и накопительную части трудовой пенсии по инвалидности, а также страховую часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

· обязательные профессиональные пенсионные системы, обеспечивающие защиту работников, работающих в неблагоприятных условиях труда. Обязательные профессиональные пенсии призваны заменить действующую в настоящее время систему льготных пенсий;

· добровольное пенсионное обеспечение, включающее в себя пенсии, выплачиваемые за счет взносов работодателей, и самостоятельные пенсионные накопления трудоспособного населения.

Обязательные профессиональные пенсионные системы стоят в этой системе несколько особняком, поскольку призваны защитить интересы пусть и значительной (в среднем по Российской Федерации 15,2% от общего числа работающих) но обособленной части работников.

Добровольное пенсионное обеспечение, нормы и правила которого определяются договором сторон, может осуществляться как за счет средств работодателей в рамках коллективных и индивидуальных трудовых договоров, так и за счет средств самих участников.

Система негосударственных пенсионных фондов, действующая в Российской Федерации в настоящее время, представлена 263 фондами, имеющими лицензию Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде России.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

· деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

· деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;

· деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Деятельность такого рода фондов осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Фонды осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению независимо от осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию и по профессиональному пенсионному страхованию.

Субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию признаны фонды, Пенсионный фонд Российской Федерации, специализированные депозитарии, управляющие компании, вкладчики, участники, застрахованные лица и страхователи.

Участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию являются брокеры, кредитные организации, а также другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.

· негосударственная пенсия – денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора;

· накопительная часть трудовой пенсии – ежемесячная денежная выплата, назначаемая и выплачиваемая фондом застрахованному лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации о трудовых пенсиях, настоящим Федеральным законом и договором об обязательном пенсионном страховании;

· пенсионная схема – совокупность условий, определяющих порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий;

· профессиональная пенсия – ежемесячная денежная выплата, назначаемая и выплачиваемая фондом застрахованному лицу в соответствии с договором о создании профессиональной пенсионной системы;

· пенсионные основания – основания приобретения участником права на получение негосударственной пенсии, основания приобретения застрахованным лицом права на получение накопительной части трудовой пенсии или основания приобретения застрахованным лицом права на получение профессиональной пенсии;

· выкупная сумма – денежные средства, выплачиваемые фондом вкладчику или участнику либо переводимые в другой фонд при расторжении пенсионного договора;

· пенсионный счет – форма аналитического учета в фонде, отражающая обязательства фонда перед вкладчиками, участниками или застрахованными лицами;

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

· пенсионный счет негосударственного пенсионного обеспечения – форма аналитического учета в фонде, отражающая поступление пенсионных взносов, начисление дохода, начисление выплат негосударственных пенсий и выплат выкупных сумм участнику (именной пенсионный счет) или участникам (солидарный пенсионный счет), а также начисление выкупных сумм участнику (участникам) для перевода в другой фонд при расторжении пенсионного договора;

Роль нпф в пенсионной системе рф

· пенсионный счет накопительной части трудовой пенсии – форма индивидуального аналитического учета в фонде, отражающая движение средств пенсионных накоплений, начисление и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованному лицу, а в случае смерти застрахованного лица до ее назначения – выплаты правопреемникам;

· пенсионные резервы – совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для исполнения фондом обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами;

· пенсионные накопления – совокупность средств, находящихся в собственности фонда, предназначенных для исполнения обязательств фонда перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании и договорами о создании профессиональной пенсионной системы и формируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Фонды, лицензируемые в установленном законодательством России порядке, выполняя свои функции, заключают пенсионные договоры, договоры об обязательном пенсионном страховании и договоры о создании профессиональных пенсионных систем; аккумулируют пенсионные взносы и средства пенсионных накоплений; ведут пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения;

ведут пенсионные счета накопительной части трудовой пенсии с учетом требований Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; ведут пенсионные счета профессиональных пенсионных систем; информирует вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии указанных счетов; и осуществляет иные действия в интересах лиц, заключивших договор.

Глава 2.
Анализ деятельности НПФ по размещению пенсионных резервов и накоплений в
управляющих компаниях на примере деятельности «Первый Национальный пенсионный
фонд»

Одним из основных показателей, характеризующих качество работы Фонда, опыт и надежность, является динамика прироста основных показателей.

Прирост пенсионных резервов. По темпам прироста пенсионных резервов 1-й НПФ фонд на протяжении последних лет занимает одно из лидирующих мест на рынке среди открытых негосударственных пенсионных

Диаграмма 4

Вывод: как видно из представленного графика, резервы рассматриваемого НПФ стабильно растут на протяжении как минимум последних трех лет. Своего пикового значения показатели достигли по состоянию на июль 2008 года. Затем последовал некоторый спад, объясняемый общим ослаблением экономики. На протяжении 2009 года график демонстрирует положительную динамику, хотя темпы роста показателей уступают уровню докризисного периода.

По размеру пенсионных резервов Фонд входит в 20-ку самых крупнейших Фондов. По данным ФСФР РФ на 01.07.2009 г.

Таблица 2. Рейтинг Негосударственных Пенсионных Фондов по состоянию на 01.01.2009

Краткое название Основные учредители Название региона Пенс. резервы (тыс. рублей) Число пенсионеров, получ. пенс.
1 НПФ «ГАЗФОНД» ОАО «ГАЗПРОМ» Москва 232 846 430,00 67955
2 НОНПФ «Благосостояние» ОАО «РЖД» Москва 76 103 234,00 179599
3 Ханты-мансийский НПФ администрация округа Ханты-Мансийский ао 22 690 168,00 188304
4 НПФ Электроэнергетики ОАО «РАО ЕЭС» Москва 15 494 145,00 59911
5 НПФ Транснефть ОАО «Транснефть» Москва 13 106 472,10 5894
6 НОНПФ «ЛУКойл-Гарант» ОАО «Лукойл» Москва 9 244 839,00 35936
7 НПФ «Телеком-Союз» отраслевой связистов РФ Москва 8 492 408,40 88170
8 НПФ «НЕФТЕГАРАНТ» ОАО «НК Роснефть» Москва 7 069 299,50 22748
9 НОНПФ «Норильский никель» ГМК «Норильский никель» Москва 6 892 915,00 6729
10 НПФ «СтальФонд» ОАО «Северсталь» (Череповецкий МК) Вологодская обл. 6 298 181,00 16941
11 НПФ «Алмазная осень» ОАО «АЛРОСА» Республика Саха (Якутия) 6 136 220,90 14334
12 НПФ «Национальный НПФ» ОАО «Татнефть» и др. предприятия Татарстана Москва 4 639 759,30 20348
13 НПФ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ» Предприятия города и области Ханты-Мансийский ао 3 349 036,40 10760
14 НПФ «РЕГИОНФОНД» Предприятия и банки газовиков Москва 3 302 895,00 2323
15 НПФ «Сургутнефтегаз» ОАО «Сургутнефтегаз» Ханты-Мансийский ао 2 524 724,00 13482
16 НПФ «Социальная защита старости» Магнитогорский МК и др. предприятия области Челябинская обл. 2 164 559,00 8920
17 НПФ «ПРОМРЕГИОНСВЯЗЬ» Ряд предприятий связи и банков Москва 2 025 838,00 16846
18 НПФ «ТНК-Владимир» НК «ТНК-ВР» Владимирская обл. 1 971 035,10 16807
19 НОНПФ «ЭНЕРГОАТОМГАРАНТ» Предприятия атомной энергетики Москва 1 927 098,20 12512
20 НПФ АО «АвтоВАЗ» ОАО «Автоваз» Самарская обл. 1 755 863,00 15237
21 НПФ «Первый национальный ПФ» предприятия атомной промышленности Москва 1 616 297,50 25374
22 НПФ «НПФ ОПК» Оборонные предприятия СПб Санкт-Петербург 1 431 645,40 2104
23 НПФ «Газпромбанк-фонд» ОАО «Газпромбанк» Москва 1 404 423,00 268
24 НПФ «Социальное развитие» Новолипецкий МК Липецкая обл. 1 396 013,00 6793
25 НПФ «СТРАТЕГИЯ» частное лицо Пермский край 1 371 000,90 3513
26 НПФ Сберегательного банка ОАО «Сбербанк РФ» Москва 1 361 372,00 3066
27 НПФ «ИНГ» ИНГ (голландский банк) Москва 1 178 811,80 0
28 НПФ «Социум» Базовый элемент (Дерипаска) Москва 1 106 398,30 40061
29 НПФ «Внешэкономфонд» Внешэкономбанк Москва 1 016 585,00 504
30 НПФ «Оборонно-промышленный фонд» Оборонные предприятия Москвы Москва 959 565,00 7547
31 НПФ «Благоденствие» ВСЖД Иркутская обл. 951 445,10 5761
32 НПФ «Санкт-Петербург» Лесопромышленные предприятия и ряд ЦБК Санкт-Петербург 812 491,00 4132
33 НПФ «ВНИИЭФ-ГАРАНТ» Ядерный центр (г. Саров) Нижегородская обл. 802 672,50 4900
34 НПФ «УГМК-Перспектива» более 15 горно-металургических предприятий Свердловская обл. 775 505,20 5047
35 НПФ «Уголь» Отраслевой Москва 757 084,50 18731
36 НПФ «Райффайзен» дочерний банку «Раффайзен» Москва 652 630,20 315
37 НПФ «Торгово-промышленный» ТПП РФ Москва 617 915,00 757
38 МНПФ «АКВИЛОН» ? Москва 612 251,60 1133
39 ННФПСО Металлургов металлургические предприятия города Москва 589 465,30 51746
40 НПФ «Волга-капитал» ? Республика Татарстан 514 460,00 2903
41 НОНПФ «Моспромстрой-Фонд» Строительные предприятия Москва 445 768,00 2155
42 НПФ «ПОДДЕРЖКА» ? Московская обл. 445 390,00 52
43 НПФ «Империя» Предприятия города и области Волгоградская обл. 441 577,80 3613
44 НПФ «Опека» ? Москва 441 388,30 502
45 НПФ «Дорога» структуры СКЖД и ряд ростовских банков Ростовская обл. 392 076,40 5266
46 НОНПФ «Семейный» Предприятия города и области Свердловская обл. 383 216,70 5008
47 НПФ «Мосэнерго» ОАО «Мосэнерго» Москва 378 141,90 11734
48 НПФ «Первый промышленный альянс» ? Республика Татарстан 377 329,90
49 НПФ «Cоциальный партнер» ОАО «Аэрофлот» и ряд аэропортов Москва 371 762,50 4877
50 НПФ «Мега» ? Ханты-Мансийский ао 365 940,00 3678
51 НПФ «ПРОФИНВЕСТ» ? Москва 335 580,20 346
52 НПФ «Капитан» Морской порт СПб и аэропорт «Пулково» Санкт-Петербург 326 670,20 1647
53 НПФ «Трансстрой» ? Москва 304 709,00 185
54 НОНПФ «Пенсионный капитал» структуры, близкие к Уралсибу и ЛУКойлу Москва 296 529,00 533
55 НПФ «БЕРСИЛ» ? Республика Татарстан 291 338,00 3475
56 НПФ «Система» АФК «Система» Москва 279 630,60 2599
57 НПФ «Надежда» ? Москва 270 533,30 1
58 НПФ «Участие» ? Московская обл. 252 851,00 0
59 НПФ «Доверие» ? Нижегородская обл. 251 436,00 827
60 НПФ «ГЕФЕСТ» ? Москва 249 394,00 426
61 НПФ «Промагрофонд» Михайловский и Стойленский ГОКи и Стойленская Нива Москва 217 792,00 14427
62 НПФ «Ресурс» предприятия стройиндустрии Ростова Ростовская обл. 207 807,20 1453
63 НОНПФ «Большой ПФ» структуры ТМК, Реновы и СУАЛа Москва 204 379,80 15317
64 НПФ «Газавтоматика» ? Москва 200 159,70 286
65 НОНПФ «Уральский финансовый дом» ? Пермский край 195 860,30 500
66 НПФ «Промрегион» предприятия республики Республика Башкортостан 192 990,00 2869
67 НПФ «Ветеран» ? Москва 192 369,70 217
68 НПФ «Газификация» ряд «облгазов» Москва 188 153,00 712
69 НПФ «Эрэл» ? Республика Саха (Якутия) 178 804,00 1378
70 НПФ «Авиаполис» ? Москва 173 125,60 1564
71 Хакасский НПФ ? Республика Хакасия 164 039,00 1993
72 НПФ «Содружество» ? Тверская обл. 164 035,00 816
73 НОНПФ ВТБ Пенсионный фонд Внешторгбанк Москва 163 351,00 451
74 НПФ «ВЕРНОСТЬ» ? Москва 161 324,70 241
75 НОНПФ «Московский городской негосударственный пенсионный фонд» ? Москва 155 324,00 2146
76 НПФ «ПенФоСиб» ? Кемеровская обл. 153 333,00 1754
77 НПФ Промстройбанка ОАО «Промстройбанк» Санкт-Петербург 142 463,00 569
78 Тольяттинский Муниципальный НПФ администрация города Самарская обл. 141 590,60 3217
79 НПФ «Дальмагистраль» ДВЖД Хабаровский край 136 575,00 1100
80 НОНПФ «ПЕНСИОН-ИНВЕСТ» ? Челябинская обл. 136 250,40 104
81 НПФ «Корабел» ? Москва 135 957,00 1157
82 НПФ «Профессиональный независимый ПФ» ОАО «Трансстрой» Москва 130 006,30 477
83 НПФ «ЦТК-Московский НПЗ» Московский НПЗ и ЦТК Москва 127 157,00 1415
84 НПФ «Пенсионный Фонд Внешторгбанка» ОАО «Внешторгбанк» Москва 127 009,00 265
85 НПФ «Кубанский пенсионный фонд» администрации края и города и ряд банков Краснодарский край 126 604,00 5314
86 НПФ «Согласие» ? Москва 115 967,20 1699
87 НПФ «Выбор» ? Москва 114 802,10 33
88 НПФ «Первый ПФ» УК «Менеджмент – Центр» Москва 114 124,60 1136
89 НПФ «Родник» ? Москва 113 617,40 3
90 НПФ «Урал-АИЛ» российско-американская СК и ряд предприятий Перми Пермский край 110 342,90 429
91 НПФ «Урало-Сибирский Пенсионный Фонд» ? Москва 108 374,10 336
92 НПФ «Русский фонд пенсионной опеки» ? Москва 105 935,00 425
93 НПФ «Роствертол» Таганрогский вертолетный завод Ростовская обл. 105 795,00 876
94 НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ» ? Свердловская обл. 101 685,00 264
95 НПФ «Генеральный ПФ» ? Московская обл. 100 073,00 2
96 НПФ «Кооперация» предприятия потребкооперации области Москва 97 755,30 316
97 НОНПФ «Доверие» ? Оренбургская обл. 96 284,70 428
98 НПФ «КОРАБЕЛ» судостроительные заводы города Санкт-Петербург 92 036,00 342
99 НПФ «Сберегательный» ЦБК и алюминиевые предприятия Ленинградской области Санкт-Петербург 90 460,00 3292
100 НПФ «Русь» ЗАО «Эй Джи Капитал» Москва 88 644,00 441

Вывод: отчетность представлена на начало отчетного периода (2009 год). Тем не менее с 21 го места в рейтинге на начало года рассматриваемый НПФ вошел в первую двадцатку по итогам первого полугодия.

Диаграмма 5

Вывод: из данного графика видно, что объем пенсионных накоплений существенно увеличился за период с начала 2008 года. Финансовый кризис несколько снизил основной показатель во втором полугодии 2008 года. Но на настоящий момент возобновлен рост.

Знаковый показатель – это работа по обслуживанию участников. Фонд насчитывает около 78 000 участников, возраст которых от 2 до 102 лет. По этому показателю 1-й НПФ стабильно входит в первую двадцатку фондов. При этом 1-й НПФ обслуживает 234 предприятия различных отраслей

Диаграмма 6

Вывод: за последние три года наблюдался устойчивый показатель по численности фонда. Вместе с тем число участников постепенно приближается к 80 000 человек, что говорит о возрастающем доверии к фонду.

Ежемесячно от Фонда получают пенсию около 26 000 пенсионеров – эта цифра позволяет Фонду занимать на рынке место в первой 10-ке.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Диаграмма 7

Вывод: из данного графика видно, что количество пенсионеров примерно одинаково. Существенный прирост наблюдался лишь в середине 2006 года.

Размещение пенсионных резервов осуществляют компании, получившие в установленном порядке необходимые лицензии и специально отобранные Фондом из числа наиболее устойчивых, продолжительно и успешно работающих на рынке финансовых услуг.

1. Российский сельскохозяйственный банк, ОАО

2. Учреждение социального обеспечения AG2R-Prevoyance (Франция)

3. Машиностроительный завод, ОАО

4. Научно-испытательный Центр Ракетно-Космической промышленности, ФКП

Роль нпф в пенсионной системе рф

5. Московский завод полиметаллов, ГП

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

6. Первичная общественная профсоюзная организация №29

7. НЗХК, ОАО

8. Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева

9. Общественная организация Российский профессиональный союз работников атомной энергетики и промышленности

10. Московская страховая акционерная компания МАКС, ЗАО

11. Онежский тракторный завод, ОАО

Роль нпф в пенсионной системе рф

12. Управляющая компания Финам Менеджмент, ООО

13. Петрозаводский завод бумагоделательного машиностроения, ОАО

14. Республиканский комитет профсоюза работников связи

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

15. Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания, ФГУП

16. Специализированное строительно-монтажное управление, АОЗТ

17. Медицинское акционерное страховое общество Петромед

1. Агро Стандарт

2. Атон-менеджмент

3. НТЕРФИНАНС

4. аллада Эссет МенеджментПортфельные инвестиции

5. РИНФИКО

Диаграмма 8

Вывод: из данной диаграммы видно структуру размещения пенсионных резервов и накоплений по основным направлениям инвестирования. Наибольшую долю в структуре занимают облигации крупных организаций и предприятий. Доля акций не превышает 9%. Достаточно низок уровень банковских вкладов (менее 4%). Доля денежных средств в структуре несущественна (менее 1%).

3.1 Перспективы развития НПФ в РФ

Роль нпф в пенсионной системе рф

В большинстве развитых стран доля государственной пенсии в совокупном пенсионном обеспечении граждан составляет не более 40–50%. Остальные 50–60% обеспечиваются частными пенсионными системами. Развитие в России негосударственной пенсионной инфраструктуры могло бы помочь решить задачу повышения явно недостаточного значения коэффициента замещения заработной платы пенсией, составляющего на сегодняшний день около 25%.

Поданным Федеральной службы по финансовым рынкам, в настоящее время в России зарегистрировано 247 НПФ, причем лишь 218 фондов реально осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению. Только 187 фондов имеют численность участников, превышающую 1000 чел. 127 фондов зарегистрировали заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика и, в соответствии с заявительным порядком, вправе осуществлять эту деятельность.

Однако реально функции страховщиков по обязательному пенсионному страхованию. Т.е. заключение соответствующих договоров, аккумулирование и инвестирование средств пенсионных накоплений, ведение пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии и т.п., выполняют лишь 106 фондов, причем, только у 72 из них численность застрахованных лиц превышает 1000 чел.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Общая численность участников по негосударственному пенсионному обеспечению составляет в настоящее время 6,6 млн. чел., застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, формирующих пенсионные накопления в НПФ, – 3,6 млн. чел.

Объем собственных средств, которыми располагает система НПФ, составляет 628,5 млрд. руб., причем средства имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фондов, составляют 96,1 млрд. руб., средства пенсионных резервов – 484,9 млрд. руб., средства пенсионных накоплений – 42,6 млрд. руб.

Объемы этих средств в сравнении с показателями бюджета Пенсионного фонда РФ, только доходная часть которого в 2008 г. предполагается в размере 2,6 трлн. руб., представляются явно недостаточными. Очевидно, что говорить о паритетном формировании пенсии граждан из государственных и частных источников пока еще рано.

При рассмотрении вопроса финансовой обеспеченности системы НПФ следует обратить внимание на следующее обстоятельство. Большая часть фондов (115 НПФ) осуществляет деятельность на основании лицензий, действие которых в соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» прекратится 1 июля 2009 г.

Для получения новой лицензии эти НПФ должны будут соответствовать ряду новых формальных требований, в частности, совокупный вклад учредителей каждого фонда должен составлять не менее 30 млн. руб., а величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять не менее 50 млн. руб.

Такие требования к финансовым показателям фондов установлены в декабре 2007 г. и, в числе прочих мер, направлены на повышение финансовой устойчивости системы НПФ. Действительно, государство в лице органов законодательной и исполнительной власти не может оставить без внимания вопрос надежности этой части пенсионной системы страны, поскольку невозможность исполнения фондами принятых обязательств по пенсионному обеспечению в случае возникновения способна вызвать большую социальную напряженность.

Таким образом, законодательство изначально устанавливает чрезвычайно высокий уровень средств фонда для обеспечения уставной деятельности и рассматривает наличие этих средств как дополнительную гарантию надежности исполнения НПФ принимаемых пенсионных обязательств. Согласно Федеральному закону «О негосударственных пенсионных фондах», «фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом», в том числе образованным за счет учредительских вкладов.

При этом, конечно, использование фондом для исполнения пенсионных обязательств имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, может рассматриваться как крайняя мера, применимая лишь в условиях полной невозможности исполнения обязательств за счет каких-либо иных собственных ресурсов НПФ.

В зарубежной практике обычно учредитель пенсионного фонда берет на себя роль гаранта его экономической устойчивости и при необходимости вносит средства для покрытия возникшего дефицита в случае, если результаты деятельности фонда окажутся хуже первоначально предполагавшихся. Однако в нашей стране ни для какой организации, даже крупной, нельзя гарантировать, что она будет способна осуществлять финансовую поддержку учрежденного ей НПФ в течение периода, сравнимого по продолжительности с периодом действия пенсионных договоров. Таким образом, гарантийные средства должны быть внесены единовременно при учреждении пенсионного фонда.

Однако новации могут иметь и негативные последствия. Из числа НПФ, действие лицензий которых прекращается в 2009 г., указанным требованиям в настоящее время не соответствует 91 фонд. Общая численность участников этих фондов составляет 755,9 тыс. чел., застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию – 79,6 тыс. чел.

, совокупный объем пенсионных резервов равен 7,5 млрд. руб., пенсионных накоплений – 1,5 млрд. руб. Хотя доля этих фондов в суммарных показателях системы НПФ не так велика, тем не менее, приостановление их работы негативно отразится на пенсионных перспективах сотен тысяч граждан. Кроме того, важно понимать, что значительная часть этих фондов – местного значения, и прекращение их деятельности надолго сделает затруднительным осуществление негосударственного пенсионного обеспечения в регионах, где крупные НПФ начнут работать еще не скоро.

Остается надеяться, что за оставшееся до срока прекращения действия лицензий время такие фонды в основном еще смогут увеличить ресурсную базу до необходимых объемов, хотя здесь следует отметить, что в совокупности им необходимо привлечь свыше 1,5 млрд. руб. учредительских вкладов и нарастить размеры имущества для осуществления уставной деятельности более чем на 3,1 млрд. руб.

, а также то, что 54 НПФ необходимо будет увеличить совокупный вклад учредителей более чем в два раза, 57 фондам – увеличить размер имущества для осуществления уставной деятельности более чем в два раза. Очевидная невозможность такого резкого наращивания средств для осуществления уставной деятельности фондов приведет к применению соответствующих правовых санкций, нарушению прав и интересов сотен тысяч застрахованных лиц, возможно, – к утрате системой НПФ общественного доверия.

Чрезмерность установленных требований к финансовым показателям пенсионных фондов наиболее очевидна при сравнении названных требований с аналогичными, предъявляемыми к организациям, наиболее тесно взаимодействующим с НПФ в процессе работы последних со средствами пенсионных резервов и пенсионных накоплений, т.е.

Роль нпф в пенсионной системе рф

управляющих компаний и конкретно тех из них, которые в силу специфики осуществляемой деятельности так и называются – «управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов». Для указанных организаций даже не законом, а подзаконным актом – письмом Федеральной службы по финансовым рынкам – на сегодняшний день установлен норматив достаточности собственных средств (аналог имущества для осуществления уставной деятельности НПФ) в размере 30 млн. руб.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

, а с 1 января 2009 г. – в размере 40 млн. руб. Несоответствие требований к НПФ и их управляющим компаниям очевидно. Необходимо помнить, что фонды не наделены правом самостоятельного инвестирования средств пенсионных накоплений и существенно ограничены в праве самостоятельного размещения средств пенсионных резервов.

Таким образом, процесс инвестирования пенсионных ресурсов как таковой фактически выведен из-под контроля НПФ, которые, таким образом, ограничены в возможности противодействия инвестиционным рискам – наиболее существенному виду рисков, присущих пенсионной сфере. В отношении НПФ можно говорить лишь о риске злоупотреблений при перемещении средств, составляющих пенсионные ресурсы.

Для предотвращения указанных злоупотреблений вполне достаточной представляется существующая схема управления пенсионными ресурсами под контролем специализированного депозитария и регулирующих органов. Риски же инвестиционного характера присутствуют в деятельности управляющих компаний и должны страховаться комплексом мер в ношении этих организаций, тем более что каждая из управляющих компаний может работать со средствами неограниченного числа НПФ.

Проблематичность увеличения вкладов учредителей в Н ПФ связана еще и с тем обстоятельством, что соответствии с законом эти вклады передаются в НПФ без права отзыва и без возможности их компенсирования учредителям в какой-либо иной форме (в отличие от управляющих компаний, которые являются коммерческими организациями и в качестве таковых учреждаются именно с целью извлечения прибыли).

Неразрешимость этой проблемы при создании новых и усилении ресурсной базы действующих фондов настолько очевидна и значима, что в связи с ее существованием вереде специалистов пенсионной сферы возникло мнение о допустимости коммерциализации деятельности НПФ, необходимости изменения организационно-правовой формы организаций пенсионного обеспечения и страхования и т.д.

Эта позиция, (условно, отражает интересы юридических лиц-учредителей фондов, и реализация этих идей могла бы способствовать дальнейшему развитию негосударственной пенсионной системы, но в совершенно ином качестве. С учетом изначально социальной направленности создания и деятельности НПФ вопрос об их коммерциализации является чрезвычайно спорным.

Гораздо более целесообразным представлялось бы вменение более гибкого подхода при предъявлении формальных требований к финансовым показателям фондов, введение различных уровней этих требований НПФ различного назначения, усиление устойчивости негосударственной пенсионной системы в большей мере за счет повышения надежности управляющих компаний и т.д.

Некоторой чрезмерностью формальных требований к финансовым показателям фондов отчасти объясняется недостаточность темпов развития системы НПФ в предшествующем периоде. В таблице приведены значения некоторых характеристик системы за 2004–2008 гг. поданным Инспекции негосударственных пенсионных фондов и Федеральной службы по финансовым рынкам.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Из этих данных видно, что размеры привлеченных в систему пенсионных ресурсов растут опережающими темпами по отношению к размерам имущества для осуществления уставной деятельности НПФ. Число же самих фондов за этот период не только не увеличилось, а даже уменьшилось. Очевидно, что законодательные новации декабря 2007 г. еще более затормозят развитие системы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт
Adblock detector