Содержание
Соблюдайте нейтральный стиль
В 2019 году выпускникам на выбор будут предоставлены два высказывания. На одно из них нужно написать письменное сочинение с элементами рассуждения.
Сочинение должно строго соответствовать плану:
- вступление — перефразируйте выбранное высказывание;
- ваше мнение по теме и 2-3 аргумента в его защиту;
- противоположное мнение и 1-2 аргумента в его защиту;
- объяснение, почему вы не согласны с противоположным мнением;
- заключение, в котором вы перефразируете свою позицию из пункта 2.
Каждая часть текста должна начинаться с нового абзаца, в итоге в сочинении должно быть 5 абзацев.
Проблемой при написании сочинения может стать не только плохое знание иностранного языка, но и наоборот — слишком хорошее. Выпускник может написать сочинение в более свободной форме и отойти от шаблона, комиссия же такой порыв не оценит. Поэтому советуем писать сочинение строго по плану и в соответствии с критериями.
Рассмотрим, какие ошибки допускали выпускники прошлых лет и как их избежать.
Текст сочинения должен быть выдержан в нейтральном стиле. То есть нельзя использовать:
- риторические вопросы;
- разговорную лексику:
- разговорные конструкции типа let’s;
- краткие формы глаголов: I’m, he’s, don’t, didn’t, haven’t. Исключение: needn’t.
Содержание
- Задания по аудированию
- Чтение
- Лексика и грамматика
- Критерии оценки и чек лист для части «Письмо». Задания 39 и 40
- Устная часть. Задания 1-4
Экзамен состоит из 5 частей – Аудирование, Чтение, Лексика и грамматика, Письмо и Устная часть. Соответственно, проверяет все виды речевой деятельности. Письменная часть длится 3 часа, устная примерно 15 минут (не считая времени ожидания). Минимальный проходной балл – 22, максимально возможный – 100.
Итак, приступаем. Кстати, из опыта моей работы — будет не лишним напомнить о необходимости ЧИТАТЬ задание внимательно, прежде чем приступить к выполнению.
Следите за объёмом
Текст ответа должен содержать не менее 200 и не более 250 слов, допускается отклонение в 10%. По правилам, если объём сочинения менее 180 слов, за всю работу ставится 0, если больше 275 — проверяют часть сочинения до 250-го слова.
Как избежать ошибок:
- Пишите эссе дома на нелинованном листе бумаги. После 10-20 сочинений вы поймёте, какую часть листа занимает нужный объём текста. Это поможет сориентироваться на экзамене.
- Правильно считайте слова. За одно слово считают:
- краткие формы: can’t, didn’t, isn’t, I’m;
- предлоги, артикли, частицы;
- числительные, выраженные цифрами: 25, 2006, 1000000;
- числительные с процентами 25%;
- сложные слова: well‑being, good‑looking, twenty‑five;
- сокращения: UN, e‑mail.
Чтение
30 минут, 3 задания, 20 баллов (7 6 7)
Задание 1 – на множественные соответствия, точно такое же как и в аудирование, только перед глазами письменный текст. Вашему вниманию предлагается 7 отрывков на одну или схожую темы и 8 утверждений, одно лишнее.
Есть разные стратегии. Я обычно предлагаю 2 на выбор
- Вы читаете утверждения и пытаетесь представить, о чем может идти речь, какие слова вы можете увидеть в этом отрывке. Затем читаем сам текст, ищем соответствия.
- Читаем отрывок и делаем summary – выделяем и формулируем главную мысль. Читаем утверждения, ищем соответствия.
Попробуем вместе сделать первый отрывок вторым способом:
- …first appeared — впервые появилось.
- The origin of the word — происхождение слова
- …the word came from — слово происходит от ….
Значит, в табличку под букву А мы поставим цифру 7
Задание 2 – восстановление смысловой структуры текста, из которого были удалены 6 фраз или придаточных предложений.
Читаем текст, анализируем информацию до и после пропусков, думаем, какая грамматическая структура может подойти. Затем выбираем из предложенных вариантов самый подходящий. Естественно, один вариант будет лишним, у вас 6 пропусков и 7 вариантов.
….but you will have to – значит, дальше будет инфинитив (конструкция have to do smth). Есть два подходящий варианта, 1 и 6, больше инфинитивов нет. Смотрим на окончание фразы — … in the end. Логично построить предложение так: …but you will have to read the book to find out what happens in the end!Значит, в ответе под буквой А пишем цифру 1
Задание 3 на множественные соответствия тоже повторяет третью часть аудирования. Вам предлагается прочитать текст и на основании его содержания сделать выбор из 4 вариантов к каждому из 7 утверждений. Стратегия такая: читаем текст, затем переходим к утверждениям. Читаем первое, ищем в тексте те строчки, в которых содержится необходимая нам информация, формулируем свой вариант ответа, подбираем к нему наиболее близкий из предложенных.
В Задании 12 «small unexpected things” можно приравнять к выражению “a few minor issues”, которые выводили героя из равновесия (“catching off balance”), остальные были ок. Ответ — 2
В задании 13 нам нужно найти о чем речи НЕ было, значит, методом исключения – о еде речь была (“mince pies”), о языке – да (“linguistic barrier”, “my English was not as good as I had assumed”), ребята, с которыми он жил в кампусе – да. Нет информации про пробки, только упоминание про «public transport”, но это не тоже самое. Ответ — 2
Пишите по теме
Если проверяющий посчитает, что сочинение не соответствует выбранной теме, он сразу поставит 0 баллов. Поэтому чем проще – тем лучше. Ничего не выдумывайте, не пускайтесь в пространные размышления. Приводите прямые мнения и аргументы чётко по теме.
Эксперты ФИПИ приводят такой пример из вариантов прошлых лет. Было дано высказывание: “One should read about historical sites before sightseeing — Следует читать об исторических местах перед их посещением”.
Выпускники совершали следующие ошибки в сочинениях:
- Не знали значение слов: принимали слово sites за веб‑сайты.
- Были невнимательны: вместо sites видели cities и писали о городах.
- Упускали смысл высказывания: забывали про слово read, то есть игнорировали чтение о достопримечательностях, и писали только про их посещение.
Ещё одна тема из ЕГЭ 2018 года вызвала трудности: “An early choice of a career path is the key to success — Ранний выбор карьеры — ключ к успеху”.
Многие выпускники не вчитывались в высказывание и строили сочинение вокруг словосочетаний “early choice” и “career path”. В результате писали о своём выборе профессии и о том, когда стоит её выбирать. Смысл же высказывания заключался в том, что ранний выбор профессии обеспечивает дальнейший успех в жизни.
Как избежать ошибок:
- Несколько раз перечитайте оба высказывания. Выберите то, в котором вам понятны все слова и значение предложения в целом.
- В период подготовки читайте учебные тексты для высокого уровня (B2) и учите лексику оттуда.
- Перед тем как писать сочинение, ответьте на вопросы: в чём смысл высказывания? С чем вы должны согласиться или не согласиться?
- Визуализируйте ответ с помощью майнд‑карты. Обозначьте тему, от неё спустите 2 стрелки — одну с вашим мнением, вторую — с противоположным. От своего мнения спустите 2-3 стрелки и в нескольких словах обозначьте аргументы в его защиту, от противоположного мнения спустите 1-2 стрелки и под ними кратко запишите аргументы в его поддержку.
Лексика и грамматика
Задание 1, видо-временные формы глагола, степени сравнения прилагательных, формы местоимений и проч. Читаем текст с пропусками, определяем время, залог, число и т.д. меняем базовые слова из колонки справа так, чтобы они грамматически соответствовали тексту.
Задание 22 – необходимо прилагательное перед словом “inventions”, артикль the показывает, что нам нужна превосходная степень.
23 – системы не могут никого использовать, значит, Passive voice. Говорим о ситуации вообще (in general), значит, Present Simple/
Задание 24, нулевой тип условия, настоящее время в обеих частях предложения.
Задание 25 – future prediction, глагол will идеально подойдет
Задание 2, словообразование. Тоже текст с пропусками, только на этот раз вам надо определить, какая часть речи пропущена, и с помощью суффиксов и префиксов переделать базовое слово на нужную часть речи. Не забываем про отрицательные приставки. Для этого обязательно перечитываем текст и думаем, mission possible or impossible.
26 – у нас нет подлежащего, есть артикль the, значит, нужно существительное – population
27 It is (каким образом?) situated – нужно наречие, добавляем суффикс –ly, conveniently
28, нужно прилагательное после глагола to be — comparable
Задание 3, множественный выбор. Задание проверяет знание фразовых глаголов, устойчивых сочетаний и проч. Заполняем пропуски в тексте, выбирая один из 4 вариантов ответа.
32 – form a habit, устойчивое словосочетание, сформировать привычку, ответ 1
33 – варианты 1 и 4 не подходят по смыслу, варианту 2 нужен другой предлог – with. Правильный ответ — 3
Аргументы должны соответствовать мнению
В одном из сочинений за мнением: “I think that it is better to read some historical information before visiting historic places” шли такие аргументы: “Firstly, you can find a lot of information in the Internet. Secondly, it may help you in your future life”. Они не соотносятся с высказыванием, так как прямо не отвечают на вопрос: почему всё-таки стоит читать информацию перед посещением исторических мест?
- Сформулируйте своё мнение по теме высказывания, чётко определитесь: вы за или против.
- Для выражения своего мнения используйте фразы‑клише:
- My personal view is that… — Моё мнение таково, что…
- In my opinion/judgment/view… — По‑моему мнению/суждению/На мой взгляд…
- I completely agree/disagree with this statement… — Я совершенно согласна/не согласна с этим утверждением…
- I don’t support the idea of… — Я не подерживаю мнение о том, что…
- Объясните, почему вы правы в 2-3 аргументах, которые следуют из вашего мнения.
- Для перечисления аргументов используйте связки:
- Firstly/ first and foremost/ first of all…
- Another (positive/ negative) aspect of …
- Finally/ Lastly
- Представьте, как вам могут возразить в ответ на ваше мнение. Сформулируйте полностью противоположное мнение.
- Начните выражать чужое мнение с фраз‑клише:
- However… — Хотя…;
- On the other hand — С другой стороны…
- There is another side to the question of… – Существует и другая сторона вопроса…
- Придумайте аргументы в защиту мнения оппонента.
В заключении выпускники чаще всего совершали следующие ошибки:
- Отход от темы. Под конец сочинения забывали про тему высказывания и в заключении писали про что‑то совершенно другое. Например, ученик закончил сочинение по теме “One should read about historical sites before sightseeing” следующими словами: “To sum up, I would like to say that sightseeing is wonderful. And we should cherish the memories about those nice places we have visited”. Заключение не соответствует основной теме, так как в нём говорится о посещении достопримечательностей, хотя рассуждать нужно было о том, стоит или нет читать о них.
- Не обозначали своё мнение. В заключении по предыдущей теме ученик оставляет проблему неразрешённой: “In conclusion, I want to say, that it is a debatable issue. Everybody must decide themselves if they need to find some historical information before sightseeing”.
- Держите тему сочинения постоянно перед глазами.
- Перефразируйте ваше мнение, о котором вы писали во втором абзаце.
- Используйте фразы‑клише для выражения мнения в заключении:
- On this basis, I can conclude that… — Исходя из этого, я могу сделать вывод, что…
- In conclusion, I would like to stress that… — В заключении я хотел бы подчеркнуть, что…
- All in all, I believe that… — В конце концов, я верю, что…
- To sum up… — Подводя итоги…
Выучите значения вводных слов и союзов
Для построения грамотного и связного высказывания необходимо правильно использовать вводные слова и союзы. Чаще всего выпускники путают значения этих частей речи и бессмысленно добавляют их в текст в хаотичном порядке.
- Выучите назубок значения вводных слов и союзов, чтобы не путать их значения. Запомните значения самых распространённых из них:
- in addition — к тому же,
- moreover — более того,
- furthermore — кроме того,
- however — тем не менее,
- thereby — в связи с этим,
- therefore — следовательно,
- though — хоть, однако,
- although — хотя.
- Не используйте более одного вводного слова за раз. Не пытайтесь написать сразу всё, что знаете, например, как здесь: “To my mind, personally, I think that it is better to visit historical places at first. To begin with, firstly, it will be a surprise and you will better remember it”. Вы же не пишете в сочинении по русскому языку так: «Лично, по моему мнению, лучше сначала посетить историческое место».
За что точно поставят 0 баллов
- Объём сочинения менее 180 слов.
- Плагиат — более 30% или 10 слов подряд из сочинения совпадают с чужим текстом.
- Отход от темы.
- Несоблюдение критериев. Подробно критерии представлены на сайте ФИПИ в демоверсии письменной части ЕГЭ по английскому языку.
В аналитических материалах эксперты ФИПИ подчёркивают, что для успешного написания сочинения необходимо владеть продвинутой лексикой и грамматикой, который приобретаются за два учебных года, которые включают 5-6 часов иностранного языка в неделю.
Если вы не учились так интенсивно, а экзамены не за горами, советуем записать на дополнительные занятия по английскому языку.