Жалоба на действия должностного лица образец рб

Правовой аспект вопроса

написание жалобы

Применяется два способа обжалования действий: судебный и административный

Обращение в органы власти не всегда приводит к нужным результатам. И заинтересованные лица вынуждены достигать своей цели, обжалуя незаконные, по их мнению, решения или действия.

Кому и как писать жалобу, определяется нормативными актами, регламентирующими деятельность конкретного чиновника или органа. Как правило, это закон или административный регламент, дополняющий его положения. Например, подобным образом построена система управления регистрацией прав на недвижимость, включающая положение об апелляционных комиссиях при Росреестре. В законе об исполнительном производстве нормы, описывающие порядок обжалования, объединены в одном нормативном акте.

Существует два способа обжалования:

  • административный порядок;
  • судебный порядок.

Первый вариант предполагает написание жалобы и её направление в адрес вышестоящего юридического лица или органа власти. Он предусмотрен законом об организации оказания государственных и муниципальных услуг, аналогичный документ существует и на региональном уровне в отношении услуг, действий или решений местных чиновников. Они описывают этапы подачи жалоб вплоть до губернатора. Что касается требований к жалобе, нельзя не забывать о законе «Об обращениях граждан».

Жалоба, как инструмент досудебного урегулирования спора

Жалоба на действия должностного лица образец рб

Для чего нужны жалобы? С одной стороны, подача жалобы обычно связана с намерением разобраться в сложившейся ситуации и помочь заявителю. С другой, применить меры воздействия к нарушителю – работнику или должностному лицу.

Подача жалобы в письменной форме обязывает адресата жалобы дать ответ относительно всех поставленных в документе вопросов. Жалобу можно использовать как инструмент подготовки искового заявления – за подачей жалобы в прокуратуру, в Роспотребнадзор, иные государственные органы обязательно последует ответ с разъяснением законодательства.

Копия жалобы и ответ на нее в случае обращения в суд в дальнейшем станут приложением к иску и могут быть использованы в качестве доказательств по гражданскому делу. Бездействие или действия должностных лиц, чье поведение стало основанием подачи жалобы, могут быть обжалованы в суд путем подачи административного иска.

Должностное лицо: понятие, границы, компетенция

Единого понятия должностного лица в законодательстве России нет. Если объединить действующие нормы, то официальное лицо на должности:

  • находится на службе в органе государственной или муниципальной власти;
  • реализует функции органа власти;
  • имеет специфический статус (гражданского служащего или военнослужащего).

Статус должностного лица распространяется на сотрудника организации, если ей переданы отдельные функции государственного органа, и в его обязанности входит их реализация. Пример тому сотрудники МФЦ и региональных государственных учреждений.

Компетенция – границы, в пределах которых действует чиновник. Она определяется:

  1. Конституцией государства.
  2. Федеральными и региональными законами (в частности, о государственной и муниципальной службе).
  3. Подзаконными актами федерального и регионального уровня.
  4. Инструкциями, регламентами.
  5. Контрактом, подписанным при приеме на службу.
  6. Приказами руководства.

жалобы

Все они описывают возможные действия и запреты. Например, законы «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» описывают полномочия и порядок их реализации приставом-исполнителем.

жалобы

Обращение с жалобой имеет определенный порядок и сроки

Стоит отметить несколько существенных моментов:

  • обращение в досудебном порядке или с претензией обязательно в ряде случаев, без этого суд не примет иск к рассмотрению;
  • одновременная подача документов в административном порядке и в суд автоматически прекращает производство по жалобе в административных органах или прокуратуре;
  • обращение с жалобой или претензией в досудебном порядке не приостанавливает течения срока давности, а иногда он крайне короткий (например, жалобу на пристава можно подать не позже, чем через 10 дней).

И другие органы, в частности, прокуратура, не обязаны учитывать сроки, чтобы при отрицательном ответе на жалобу, человек успел обратиться в суд. Наоборот, рассмотрение и  ответ на него порой сознательно затягивают. Имея короткие сроки обжалования, лучше напрямую обратиться в суд, так как есть риск, что после пропуска их не восстановят.

Подача и рассмотрение жалобы

Для составления жалобы выберите интересующую Вас тематику и подготовьте доказательства. Любая жалоба должна быть обоснована, поэтому ссылки на нормативно-правовые акты будут актуальными. При затруднениях в подборе нормативных документов можно получить консультацию юриста на сайте.

Сейчас практически в любые инстанции жалобу можно подать в электронном виде, заполнив форму на сайте адресата документа. В любом случае рекомендуем придерживаться шаблонов приведенных примеров для рассмотрения жалобы по существу. Формальное рассмотрение жалобы, нарушения порядка и сроков рассмотрения могут повлечь привлечь ответственных должностных лиц к административной ответственности.

Подача жалобы в вышестоящие органы

В качестве вышестоящего органа выступает руководящее учреждение или руководитель чиновника. Закон обязывает подавать документы поэтапно. Если подать их, минуя одну из инстанций, документы вернутся по назначению.

Так обстоит дело и с прокуратурой: заявление на сотрудников районной прокуратуры подается в прокуратуру регионального уровня, затем в Генеральную прокуратуру.

Обращение в прокуратуру

Прокуроры непосредственно контролируют деятельность полиции, и вопросами уголовной ответственности их полномочия не ограничиваются. Она обеспечивает должный уровень работы других органов.

Так что для начала нужен хотя бы один отрицательный ответ или доказательства уклонения от рассмотрения заявления. Например, граждане обратились в трудовую инспекцию, но там их просьбу фактически проигнорировали.

Составление жалобы

составление жалобы

Любая жалоба должна содержать список необходимых для ее рассмотрения пунктов

Ниже представлены схемы составления документов, применимые к большинству случаев обращения для рассмотрения претензий.

Жалоба должна включать:

  1. Наименование органа, в который она направляется.
  2. ФИО должностного лица или реквизиты органа, учреждения, чьи действия обжалованы.
  3. ФИО автора жалобы, место его проживания, контактные данные (электронная почта и номер телефона).
  4. Доводы заявителя о незаконности и необоснованности действий или бездеятельности чиновника.
  5. Перечень копий приложенных документов.
  6. Дата подачи и подпись.
  7. Копия доверенности представителя.

Прилагать документы необязательно, но их наличие ускорит процедуру и увеличит шансы на положительное решение. Чиновники, видя решительный настрой и обоснованную позицию, склонны соглашаться с доводами людей.

Судебный иск должен содержать:

  1. Название суда.
  2. ФИО истца, место проживания, контакты.
  3. ФИО должностного лица, чье решение обжалуется.
  4. Изложение обстоятельств.
  5. Ссылки на законодательство.
  6. Реквизиты решения органа власти или должностного лица (например, постановления пристава исполнителя).
  7. Требования к суду (суд не выходит за их рамки за редким исключением, и их корректная формулировка — забота заявителя).
  8. Перечень приложенных документов.
  9. Подпись и дата подачи.

В гражданских и административных делах комплект копий прилагается по числу участников дела.

Законодательство предлагает несколько способов направления жалобы:

  • личная передача или через представителя;
  • по почте;
  • отправление через электронные сервисы.

Бумаги передаются в канцелярию. На копии ставят отметку о принятии. Также документы принимают в МФЦ (они выступают в роли «единого окна»).

Услуги почты эффективны при условии отправления бумаг с описью и уведомлением. Они дадут гарантию, что жалобу «не потеряют».

Электронная форма взаимодействия доступна обладателям электронно-цифровых подписей. Так предлагают подавать иски в суды. Отправлять заявления без ЭЦП запрещено, за исключением обращений в прокуратуру и ряд других ведомств. Например, Президенту или в полицию.

Срок обжалования зависит от случая. Например, жалоба на пристава подается не позже, чем через 10 дней после нарушения им прав заинтересованного лица. Правила о сроках могут одновременно содержаться в профильных и процессуальных законах (для различных категорий дел они устанавливаются индивидуально).

Сроки рассмотрения

срок ответа на жалобу

Срок рассмотрения официального обращения составляет 15 дней и больше

Длительность разбирательства устанавливается актами, регулирующими деятельность конкретного органа, и ниже перечисленные варианты не являются исчерпывающими:

  • прокуратура должна укладываться не более чем в 15 дней, имея право на продление;
  • вышестоящий орган или лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, имеют 15 дней на разрешение вопроса;
  • суду дается не больше 1 или 2 месяцев в зависимости от категории дела.

Прокуратура и суд нередко сроки не соблюдают по причине чрезмерной загруженности. Если же рассмотрение заявления в какой-либо орган все же не урегулировано, применяется общее правило о 30-дневном отрезке времени.

Существует сложная система обжалования решений и действий должностных лиц. Нужно знать, что в начале обращаются к руководителю, в вышестоящий орган или в суд.

Прокуратура берется за рассмотрение после прохождение других компетентных инстанций. Если законом предусматривается обязательная подача жалобы или претензии в досудебном порядке, без прохождения этого этапа, жалобу не примут. Закон может ограничить время её подачи, если его упустить, то её по существу никто рассматривать жалобу не будет.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl Enter, чтобы сообщить нам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт
Adblock detector